По окончании квалификации Гран-при Бельгии быстрейшее трио субботы Льюис Хэмилтон, Филипе Масса и Хейкки Ковалайнен ответили на вопросы журналистов.
— Надо полагать, улыбка на вашем лице говорит о том удовлетворении, которое вы получили от поул-позишн, завоёванной на последнем круге? — вопрос Льюису Хэмилтону.
— Сегодняшний день получился замечательным. Я доволен всеми своими кругами по ходу квалификации. Всегда здорово, когда тебе достаточно одной попытки, а все остальные в трафике пытаются улучшить своё время. Сегодня команда не допускала ошибок, и я также не ошибался. У меня было четыре великолепных круга, но особенно мне удался последний в конце сессии. При прохождении первого круга в третьей части квалификации я немного заблокировал резину в первом повороте. То же самое случилось и во второй попытке. Тем не менее я успешно прошёл оставшуюся часть круга.
1. Льюис Хэмильтон («Макларен») – 1.47,338
2. Фелипе Масса («Феррари») +0,340
3. Хейкки Ковалайнен (“Макларен“) +0,477
4. Кими Райкконен («Феррари») +0,654
5. Ник Хайдфельд (БМВ) +0,977
6. Фернандо Алонсо («Рено») +1,166
7. Марк Уэббер («Бед Булл») +1,398
8. Роберт Кубица («БМВ») +1,425
9. Себастьян Бурдэ (“Торо Россо“) +1,613
10. Себастьян Феттель (“Торо Россо“) +2,981
11.Ярно Трулли («Тойота»)
12. Нельсон Пике-младший (“Рено“)
13. Тимо Глок (“Тойота“)
14. Дэвид Култхард («Ред Булл»)
15. Нико Росберг (“Уильямс“)
16. Рубенс Баррикелло (“Хонда“)
17. Дженсон Баттон (“Хонда“)
18. Адриан Сутиль (“Форс-Индия“)
19. Казуки Накаджима (“Уильямс“)
20. Джанкарло Физикелла (“Форс-Индия“)
— Это был не первый раз, когда вы блокировали резину…
— Это одна из особенностей моего автомобиля, и, возможно, именно поэтому мы так быстры. Даже с такими проблемами нам удаётся быть первыми.
— Фелипе, завтра на старте будет очень жарко… — обращаются журналисты к Массе.
— Честно говоря, сегодня я прошёл неплохой круг. Можно сказать, я прошёл его даже прекрасно, но этого оказалось недостаточно. Иногда ты можешь великолепно пройти круг, но всё равно чего-то не хватает для поула. В квалификации наши соперники выступили лучше, чем мы, и теперь нам надо понять, почему так случилось. Ещё вчера я думал, что у нас быстрейший автомобиль. Я проделал большую работу в квалификации, но для того, чтобы стать первым, этого не хватило.
— Как машина чувствует себя в быстрых поворотах Спа?
— Уверен, что с точки зрения баланса у нас лучшая машина. Единственное, чего нам не хватает, так это скорости – чтобы выйти вперёд, нам нужно улучшить свой результат на несколько десятых. Сегодня этого сделать не удалось, однако завтра вы увидите совсем иную картину. Многое будет зависеть от трассы и погодных условий. В любом случае мы сделаем всё возможное, чтобы завтра ехать в хорошем темпе, — заверил Масса.
— Хейкки, третье место подтвердило скорость, которую удалось достичь McLaren. Как можете прокомментировать итоги квалификации?
— В целом всё прошло хорошо. У нас не было больших проблем с автомобилем, и мы постепенно меняли настройки, чтобы увеличить скорость. Все три сессии в квалификации прошли для меня довольно легко – никаких особых проблем не было. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы быть первым. Так или иначе остаётся завтрашняя гонка, в которой мы сможем проверить, способны ли выступить ещё немного лучше.
— Какие ощущения у вас были по ходу быстрейшего круга?
— Всё было в порядке. Очевидно, что я уступил на втором секторе. Не могу сказать, в каких именно поворотах. Но это жизнь, всякое бывает.
— Льюис, всё ли идёт гладко по ходу уик-энда? — вопрос Хэмилтону.
— Да, в целом все хорошо. У нас не было проблем с машиной. Думаю, вчера мы внесли важные изменения в настройки машины, следующий шаг вперёд был сделан сегодня с утра. Я уверен, что по сравнению с прошлым годом наша машина, наши настройки, над которыми я работал вместе с инженерами, подходят мне. Так что весь уик-энд я чувствую себя очень хорошо.
— Насколько вас волнуют постоянно меняющиеся погодные условия?
— Для меня это не проблема. Есть работа, которую ты должен делать. Например, если бы мы проводили третью часть квалификации в тех же условиях, что и утреннюю тренировку, то всё равно мы вынуждены были бы идти на определённый риск. Утром же, когда было неясно, на каком типе покрышек нужно выезжать на трассу, я просто решил не тратить время понапрасну. Это очень непростой автодром в дождевых условиях и без трэкшн-контроля. Это настоящий вызов, особенно учитывая скользкие белые линии на обочине трассы. Но мы должны просто делать свою работу.
— Филипе, вчера вы были лучшим. Можно ли сказать, что сегодня что-то пошло не так или вы по-прежнему чувствуете себя быстрейшим? — спрашивают Фелипе Массу.
— Нет. На самом деле это трудно объяснить. Мы видели, что темп «Макларена» в квалификации очень высокий, но в любом случае я прошёл блестящий круг, однако этого оказалось недостаточно. Мы немного уступаем им в скорости. Конечно, для начала нужно изучить стратегию, чтобы иметь перед глазами ясную картину. Но если вы посмотрите на все три части квалификации, то увидите, что они каждый раз были очень сильны. Думаю, у них в Спа очень высокий темп. Но гонка длинная. Думаю, наш гоночный темп может позволить побороться с ними. Очень трудно было опередить оба «Макларена», но я всё-таки оказался впереди одного из них. Посмотрим, что будет завтра.
Филипе Масса: Мы немного уступаем им в скорости. Конечно, для начала нужно изучить стратегию, чтобы иметь перед глазами ясную картину. Думаю, у них в Спа очень высокий темп. Но гонка длинная.
— На этой трассе лучше стартовать с внутренней стороны, а вы будете стоять на внешней…
— Конечно, всегда лучше стартовать с поул-позишн. Но посмотрим, как всё сложится. К тому же всегда нужно учитывать фактор погоды. Если трасса влажная, то стартовать не на траектории – это просто катастрофа для нас. А в нормальных условиях мы можем принять старт даже лучше.
— Вы согласны, что чемпионат превращается в схватку между вами и Льюисом?
— На настоящий момент в последней гонке мы боролись друг с другом, так что… Я надеюсь, это так.
— Хейкки, вы стали лучшим во второй части квалификации, проехав блестящий круг. Что чувствуете после того, как в итоге заняли третье место?
— Конечно, результаты по сравнению со вторым сегментом сменились в плохую для меня сторону, — признаёт Ковалайнен. — Лучше бы я был третьим во второй части, а потом взял поул. Но третье место – это максимум, чего я мог сегодня добиться, и завтра постараюсь улучшить свою позицию.
— Была ли машина сегодня идеальной?
— Она никогда не бывает идеальной, но сегодня она была очень хороша. Весь уик-энд у нас не было никаких серьёзных проблем. Наши настройки становились всё лучше и лучше. Если быть честным, машина работает очень хорошо, и я думаю, что команда смогла серьёзно улучшить болид за последние несколько недель. Это радует перед оставшейся частью сезона.
— Расскажите, как менялась трасса за последние пару дней, ведь из-за дождя сцепление с трассой ухудшалось, затем улучшалось, а потом дождь вновь вносил свои коррективы.
— Если быть честным, то даже в пятницу сцепление уже было очень неплохим. Всё похоже на другие автодромы. Здесь ведь гоняются представители множества других гоночных серий. А дождь особенно не повлиял на состояние полотна. Единственное, когда на трассе появляется вода, то асфальт становится очень мокрым, особенно это касается белых линий, как уже сказал Льюис. Вчера Кими потерял машину, совсем чуть-чуть заехав на белую линию. Ещё несколько пилотов сделали то же самое. В общем, очень непросто, когда трасса становится мокрой. Но в сухую погоду сцепление с полотном довольно высокое.
Вопросы с мест
— Льюис, для вас существует какая-то определённая часть трассы, погодные условия над которой волнуют в первую очередь?
— Думаю, если бы я действительно волновался на этот счёт – а такого волнения нет – то это были бы скоростные повороты, в первую очередь «Красная вода». Когда с обеих сторон поворота бордюрный камень, это не самое приятное место. Плюс Pouhon, в котором остаётся надеяться на прижимную силу и то, что ты не коснёшься белой линии. Потому что если ты всё-таки наедешь на неё, то, уверен, тут же вылетишь.
— Льюис, насколько для вас важно, что команда уже определилась с пилотами на следующий сезон и насчёт будущего состава гонщиков больше не будет никаких слухов?
— Не думаю, что в этом вопросе возникали какие-то проблемы, ведь мы знали планы команды. Я думаю, для Хейкки здорово знать, что он остаётся. Мы продолжим вместе работать. Для меня это приятно, потому что мы хорошо ладим и вместе проделываем огромную работу и на тестах, и во всех других аспектах, благодаря чему команда столь сильна в этом сезоне. Это не заслуга кого-то одного, это действительно заслуга всех нас, работающих на сто процентов своих возможностей. Хейкки много сделал для команды, я жду продолжения сотрудничества с ним не только в следующем году, но и в более отдалённом будущем.
— Хейкки, вы сказали, что потеряли немного времени на втором секторе, но ведь в своей последней попытке вы были медленнее предыдущего результата на первом секторе. Возникли какие-то проблемы?
— Да, небольшая проблема была в первом повороте, где, вероятно, я потерял немного времени. На мгновение я заблокировал все четыре колеса. Я немного съехал с траектории. Так бывает, когда ты хочешь достичь чуть большего.
Льюис Хэмилтон: Филипе был очень быстр в последней паре гонок, его старты становятся всё лучше и лучше. В Венгрии, думаю, мы стартовали очень хорошо. Не могу того же сказать про последнюю гонку, но ведь мы стартовали с грязной стороны трассы.
— Льюис, в Будапеште Филипе удался прекрасный старт, когда вы были на поул-позишн. В связи с этим есть ли какие-то опасения насчёт завтрашнего старта? Вы как-то работали над своим стартом после гран-при Венгрии?
— Да, Филипе был очень быстр в последней паре гонок, его старты становятся всё лучше и лучше. В Венгрии, думаю, мы стартовали очень хорошо. Не могу того же сказать про последнюю гонку, но ведь мы стартовали с грязной стороны трассы. Не знаю, с какой стороны мы будем стартовать в Спа, да и я не уверен, что здесь есть действительно чистая сторона. Команда упорно работает… В общем-то, мы вряд ли можем что-то серьёзно улучшить. Если всё в порядке со сцеплением, если настройки правильные, ты можешь получить на старте преимущество. Если же сцепления не хватает, то возникают проблемы, и есть кое-какие области, в которых мы можем добиться прогресса. Но, думаю, завтра мы будем сильны.
— Хейкки, вы будете стартовать с довольно интересной позиции, учитывая положение дел в чемпионате. Ставите ли вы перед собой цель обогнать двух джентльменов впереди себя или оставить позади Кими?
— Если честно, и то, и другое. Постараюсь оставить позади Кими и обогнать двух пилотов впереди себя. Это идеальный план.
— Хейкки, вы выглядите расстроенным. Имея объективно лучшую машину по ходу квалификации, вы не смогли попасть на первый ряд…
— Не думаю, что это серьёзная проблема. Команда добилась максимально возможного результата. Мы в хорошей позиции перед завтрашней гонкой, и я не думаю, что нужно насчёт чего-то беспокоиться.
— Льюис, первый поворот находится довольно близко к стартовому полю. Делает ли это старт проще или труднее по сравнению с автодромами, где у вас есть километр до первого поворота?
— Я думаю, такая конфигурация делает старт чуть легче. Чем длиннее стартовая прямая, тем заметнее эффект от хорошо выполненного старта. Но здесь есть определённая хитрость. После первого поворота ты попадаешь на длиннейшую прямую в мире. Так что, думаю, старт завтра будет интересным. Но я планирую остаться впереди.
— Филипе, вы боретесь с Льюисом в чемпионате, поэтому насколько важен для вас хороший старт и, возможно, повторение венгерского сценария?
— Думаю, самой важной частью старта является само срывание машины с места, после которого ты уже видишь свои дальнейшие возможности, находясь бок о бок с другими болидами. На торможении ты всегда стараешься нажать на педаль как можно позже и затем оценить, как развивается ситуация. Возможность для обгона будет на очень длинной задней прямой, но всё зависит именно от старта. Так что посмотрим, что будет завтра. В любом случае мы будем бороться друг с другом, но в то же время мы хотим доехать до финиша. Попробуем сделать всё возможное, какими бы ни были погодные условия.