Штурман пятикратного чемпиона мира по ралли Себастьяна Лёба Даниэль Элена попробовал объяснить секрет успеха пилотов «Ситроена» и рассказал о том, как обычно строится подготовка их экипажа к очередному этапу серии WRC.
— Какие чувства у вас были, когда вы и Себастьян только заключили контракт с «Ситроеном»?
Это может вам показаться странным, но Лёб – это лёд, а я – огонь. Вместе как раз получается то, что нужно.
— Я мечтал перейти в «Ситроен». Когда я был моложе, то неизменно хотел заниматься автоспортом: в качестве пилота или штурмана и даже механика. Я просто хотел жить этим спортом. Таким образом, когда представители «Ситроена» связывались со мной и Себом для подписания контракта, сбылась моя мечта. Начиналось всё нелегко, но рядом с нами были сотрудники «Ситроена», которые помогали во всём. Это было невероятно. Я работал в одной команде с Жаном-Полем Шиарони (штурман пилота «Ситроена» Филиппа Бугальски. — Прим. «Чемпионат.ру»), который для меня был лучшим штурманом в мире. Я перешёл в новую команду, получил первую зарплату, всё было хорошо, и я сказал себе: теперь необходимо только работать.
— На ваш взгляд, в чём секрет успехов Себастьяна?
— Он очень умный гонщик. Посмотрите на его статистику, и вы увидите, что он почти никогда не теряет времени. И даже если что-то идёт не так, он руководствуется здравым смыслом, никогда не нервничая и не паникуя. Поэтому у него всегда всё хорошо.
— Почему ваше сотрудничество даёт такие хорошие результаты?
— Я давно дружу с Себастьяном. И я думаю, что у нас очень хорошая связка. Возможно, я могу быть очень весёлым парнем, когда не выполняю функции штурмана, но стоит мне только сесть в автомобиль, как я становлюсь похожим на Себастьяна. Когда я занимаю место штурмана, у нас начинается серьёзная работа, требующая максимальной концентрации. Это может вам показаться странным, но Себ – это лёд, а я – огонь. Вместе как раз получается то, что нужно.
— Какие качества помогают вам быть хорошим штурманом?
Мы разработали самую лучшую систему составления карты маршрута, и это, несомненно, отличает нас от остальных.
— У нас очень хорошая система, которая отлично работает, а я всегда понимаю поведение автомобиля. Я чувствую, когда у нас начинаются технические проблемы. Более того, я могу услышать какой-то шум в машине или же почувствовать запах – я очень чувствителен в этом отношении. К тому же я неплохой механик, ведь в своё время я шесть лет работал механиком на морских судах.
— Действительно ли ваша система составления карты маршрута существенно разнится с подходами других пилотов?
— Мы разработали лучшую систему составления карты маршрута, и это, несомненно, отличает нас от остальных. Когда же я начал работать с Себастьяном, у него уже была своя система. Я был штурманом нескольких пилотов, и у каждого из них были какие-то свои оригинальные идеи. Так что какие-то наработки принёс я, совместили их с методами Себастьяна и получили превосходную систему. И мы уже не меняли её четыре, а может, и пять лет.
— Что же такого особенного в системе Себастьяна?
— Сначала в наших легендах было только описание поворотов. Но затем они становились всё подробнее: от грубого округления скорости до 140, 130, 120 км/ч мы перешли к использованию более точных значений — 125, 135 км/ч и так далее. Новая система даёт нам более подробную информацию о поворотах и делает возможным изучение всей трассы. Я не думаю, что у кого-то карта столь детализирована.
— Говорят, у Себастьяна фотографическая память?
— Да, и это невероятно! Я заметил данный факт, когда мы делали некоторые записи по разведке трассы. Во время первого проезда он мог назвать поворот стоградусным, но спустя некоторое время изменить данные в карте маршрута, попросив меня убрать один градус. Он помнит все повороты и все записи. Думаю, когда автомобиль только подъезжает к очередному повороту, Себастьян уже знает о том, что надо занести в карту маршрута. От меня требуется только подтверждение.
— Вы просматриваете спецучастки на видео после разведки трассы?
Когда Себ решит завершить карьеру, я сделаю то же самое…
— Если Себастьян прежде уже выступал на этом участке, то нет. Когда мы подъезжаем к старту очередного допа, я прочитываю ему первые три-четыре строчки легенды, но Себастьян уже их прекрасно знает. Если в этот момент вы спросите у него имя какого-нибудь механика из зоны обслуживания, он ничего не вспомнит, но если речь заходит о трассе, он знает всё. Это невероятно!
— Почему, на ваш взгляд, «Ситроен» так успешно выступает в WRC?
— Потому что в нашей команде группа профессионалов, которыми управляют такие люди, как Гай Фрекелин. Он был для нас очень важным человеком, ведь он сам был пилотом и прекрасно знает технику. Он также привил команде дисциплину, немного напоминающую армейский порядок. Оливье (Кеснель – преемник Фрекелина. — Прим. «Чемпионат.ру») больше акцентирует наше внимание на обмене информацией, большинство же технологических аспектов остались прежними. Автомобили так же сильны, и команда не рискует потерять в надёжности. Например, если кто-то разработает новую модификацию для машины, она будет внедрена не раньше чем через два-три месяца, когда пройдёт тщательное тестирование. И даже если кто-то найдёт способ добавить нашему двигателю 10 лошадиных сил, новинка не будет использована, пока мы не убедимся в её надёжности. Именно поэтому наш автомобиль очень силён и надёжен. Нам удалось добиться этого благодаря хорошей технике, инженерам и механикам.
— По вашему мнению, как долго вы с Себом будете продолжать выступления?
— Не знаю, но когда Себ решит завершить карьеру, я сделаю то же самое… Сейчас всё в моей карьере идёт хорошо, и я каждый раз хотел бы завершать сезон на вершине таблицы. Но у меня нет желания придерживаться такого уклада жизни всегда. Некоторые, например, Денис Жироде, очень любит работу штурмана, поэтому у него потрясающая карьера с разными пилотами, но это не по мне. У меня есть две дочки, и я хотел бы видеть их немного чаще. В любом случае, так или иначе я останусь в гонках – просто я больше не буду сидеть в автомобиле.
По материалам wrc.com