Показать ещё Все новости
Конец эпохи
Евгений Кустов
Комментарии
Уход "Хонды" из Формулы-1 даёт основания говорить о завершении в Ф-1 эры заводских команд. С 2010 года власть вновь могут захватить "гаражисты" со старыми добрыми моторами "Косуорт".

Ещё совсем недавно все мы смеялись над «Хондой», когда в прессе появилась информация о широкой японской душе, растратившей на Ф-1 в сезоне-2007 больше всего денег и при этом ничего не добившейся. Японцы потратили больше «Феррари» и «Макларена», оставшись ни с чем. А ведь кто знает, может, эта информация, эти насмешки со всех сторон стали той каплей, которая переполнила чашу терпения японского концерна. Потерпев фиаско, «Хонда» покидает Формулу-1.

Гордая «Хонда» перед сезоном-2007 по-королевски вообще отказалась от спонсоров и под предлогом борьбы за экологию раскрасила свои болиды в цвета земного шара. Уже тогда можно было удивиться, но у богатых свои причуды.

Понятно, конечно, что японцы могли бы потерпеть ещё (нация упорная), если бы не разразившийся финансовый кризис. Все автопроизводители сейчас терпят убытки и то там, то здесь останавливают заводы. Простаивают конвейеры, сокращаются рабочие. В такой ситуации нынешние траты на Формулу-1 (200 миллионов долларов, если хочешь бороться за чемпионство) не могут не выглядеть безумными. Тем не менее о своём уходе объявила «Хонда». Почему именно она?

Всё объяснимо. «Мерседес» благоразумно ограничился поставками моторов, «Рено» следует букве закона и сокращает траты на модернизацию двигателей, «Феррари» и вовсе старается выйти на самоокупаемость без донорской помощи со стороны «ФИАТа». «БМВ-Заубер» и «Тойота», хоть и выставляют заводские команды, но стараются покрыть часть расходов поступлениями от спонсорских контрактов.

И только гордая «Хонда» перед сезоном-2007 по-королевски вообще отказалась от спонсоров и под предлогом борьбы за экологию раскрасила свои болиды в цвета земного шара. Уже тогда можно было удивиться, но у богатых свои причуды. В 2008 году ситуация повторилась, то есть «Хонда» вообще не планировала привлекать деньги со стороны. Это можно назвать серьёзной стратегической промашкой команды. Не было той самой финансовой подушки, о которой в России сейчас любят говорить.

«Хонде» совсем немного не хватило времени, чтобы всё-таки добиться своего. Что ж, надо было брать своё раньше – благо, и времени было более чем достаточно, и ресурсов.

Впрочем, почему-то не покидает уверенность, что даже без спонсоров и в условиях жесточайшего кризиса японцы не торопились бы с уходом из Ф-1, если бы не катастрофические результаты команды. Финансовые проблемы могли стать прекрасным поводом, чтобы завершить позорное (будем откровенны) выступление в «Королевских гонках». Решение вновь выставить в Ф-1 собственную команду стало ошибочным, и шараханья из стороны в сторону (например, замена Ричардса на Фрая) лишь усугубили ситуацию.

Казалось, что в следующем году команда могла совершить прорыв: технический гений Росса Брауна в условиях нового регламента вполне мог сыграть. Поэтому слова Росса о том, что в сезоне-2009 «Хонда» могла замахнуться на победы, я не спешил бы называть бравадой. Браун полагал, что в работе над болидом его подчинённые продвинулись дальше конкурентов. Почему нет, если в условиях провальных выступлений и отсутствия перспектив все ресурсы были перенаправлены на работу с новой машиной?

Получается, что «Хонде» совсем немного не хватило времени, чтобы всё-таки добиться своего. Что ж, надо было брать своё раньше – благо, и времени было более чем достаточно, и ресурсов. «Рено» вернулось в Ф-1 в сезоне-2001 и уже в 2005 году выиграло новый титул. Моторы «Хонды» были установлены на «БАРе» и «Джордане» в сезоне-2000… Грустный, но логичный конец.

Или не конец? По словам Ника Фрая, у него якобы есть уже три предложения от потенциальных инвесторов. Вот только что это за инвесторы, которые в нынешние непростые времена готовы обеспечить годовой бюджет хотя бы в 100 миллионов долларов? Обеспечить, напомню, в одиночку, ведь спонсоров нет, а дешёвые моторы «Косуорт» (о них ниже) появятся только в 2010 году. Тем не менее будем верить в лучшее, потому что 18 машин на старте – как-то несерьёзно.

Кстати, о 18 машинах. В прежнем Договоре согласия значился пункт о том, что команды обязуются общими усилиями выставлять на старт каждой гонки как минимум 20 болидов. В новой редакции договора этот пункт вроде как весьма своевременно исключён, а иначе «Феррари» и «Макларену» пришлось бы срочно выставлять по третьему болиду как двум лучшим командам в Кубке Конструкторов. Но это фантазии.

А на деле нам бы 18 болидов сохранить. Согласитесь, что после ухода «Хонды» нельзя не взглянуть по-новому на перспективы «Торо Россо». Захочет ли Дитрих Матешиц и дальше тащить на себе две команды? Насколько бездонны карманы Виджая Малльи? Не захочет ли ограничиться поставками моторов «Тойота», потерявшая принципиального соперника? Насколько крепки позиции «БМВ-Заубер», чьи продажи в ноябре, по последним сообщениям, упали на 25 процентов? Да и в «Рено», говорят, неспокойно…

Ф-1 не может целиком и полностью полагаться на автопроизводителей. Частные команды, не зависящие от больших боссов и полагающиеся только на самих себя, это золотой фонд Формулы-1.

Всё это позволяет сделать вывод о том, что в Формуле-1, видимо, завершается эпоха заводских команд. После ухода «Хонды» и «Форда» и возникновения проблем у других автогигантов стало понятно, что Ф-1 не может целиком и полностью полагаться на автопроизводителей. Частные команды, не зависящие от больших боссов и полагающиеся только на самих себя, это золотой фонд Формулы-1.

И в такой ситуации абсолютно здравыми выглядят последние предложения Макса Мосли, который окончательно разъяснил позицию ФИА по вопросу стандартных моторов. Итак, все желающие за разумную цену (чуть более двух миллионов долларов единовременно и чуть более восьми – ежегодно) получат возможность с 2010 года использовать типовые «Косуорты», которые по своим характеристикам не будут уступать нынешним движкам Ф-1. При этом оставшиеся заводские команды получат возможность и дальше готовить двигатели самостоятельно, причём по собственным проектам. Главное, чтобы их мощность была на одном уровне с «Косуортом». Здраво? По-моему, более чем. И автогиганты не теряют поле для маркетинга, и частники получают возможность при относительно небольшом бюджете вступить в схватку за лидерство. Браво, Макс!

В общем, получается, что Ф-1 надо продержаться всего один непростой год, после чего новые изменения в правилах и удешевление двигателей позволят и сохранить нынешних участников, и приобрести новых – скажем, Дэйва Ричардса. Да и база «Эрроуза» («Супер Агури») по-прежнему пустует, могут найтись желающие её использовать. Так что сейчас в Ф-1 кризис в медицинском смысле этого слова: когда дальше или выздоровление, или смерть. И пусть ситуация неприятная, но оснований для реализации второго варианта пока нет. Нам бы зиму прожить, да сезон продержаться…

Комментарии