После того как «Хонда» заявила о своём уходе из Формулы-1, «Чемпионат.ру» решил вспомнить, какие команды ещё прекратили своё существование в последнее время. Сегодня мы вспомним о командах, прекративших своё существование уже в XXI веке.
«Супер Агури»
Про «Супер Агури» написано и сказано в этом году было много, но не упомянуть её нельзя. Итак, как всё начиналось? В конце 2005 года «Хонда» объявила о создании второй команды, во главе которой поставила экс-пилота Формулы-1 Агури Сузуки. Мало кто верил, что буквально за три-четыре месяца команда успеет подготовиться к сезону-2006, но тем не менее на старт в Мельбурне «Супер Агури» вышла. Поначалу использовались старые многострадальные шасси «Эрроуз» А23, но затем команда подготовила свои собственные болиды.
Первый сезон, что естественно, получился неудачным. Зато 2007 год вышел очень ярким, и многим запомнились манёвры Такумы Сато (особенно обгон Фернандо Алонсо в Канаде), ставшего настоящим лидером команды. «Супер Агури» вообще строилась вокруг Сато, и шло поначалу всё весьма успешно: в той же Японии команда быстро собрала немало поклонников. Но в начале 2008 года «Хонда» решила отказаться от финансирования второй команды, а продать «Супер Агури» так и не получилось в силу разных обстоятельств, хотя потенциальные спасители вроде бы и были на горизонте. Три неполных года в Формуле-1 вымотали Агури Сузуки, в чём он сам признался сразу после объявления о закрытии команды, добавив, что мир Королевы автоспорта слишком жесток. Так что вряд ли мы когда-либо вновь увидим Агури в Формуле-1…
«Джордан» и «Минарди»
«Джордан» и «Минарди» — два коллектива, чьи «потомки» и по сей день живут в Формуле-1, но уже под другими названиями. «Джордан» успел три раза перейти из рук в руки и сейчас гордо называется «Форс Индия». «Минарди» же трансформировалась в «Торо Россо». Тем не менее не упомянуть об этих командах в нашем обзоре невозможно – они долгое время были неотъемлемой частью истории Формулы-1 и оставили в ней очень яркий след.
«Джордан» запомнился всем своим «рок-н-роллским» духом, который стремился поддерживать владелец команды Эдди Джордан. Ну кто, кроме Эдди, мог играть на барабанах в боксах после успешных гонок?! Ирландец вполне заслуженно слыл в паддоке эдаким весёлым бунтарём. Но кроме успешных развлечений «Джордану» удалось войти в историю и благодаря неплохим успехам на трассе – четырём победам, а также третьим местом в чемпионате-1999. Запомнился «Джордан» и тем, что именно в нём в Формуле-1 дебютировал Михаэль Шумахер. Да и вообще в команде Эдди побывало много гонщиков, которые затем побеждали в Гран-при: Ярно Трулли, Ральф Шумахер, Джанкарло Физикелла и другие. Но даже славное прошлое не помогло «Джордану» привлечь достаточно спонсорских денег, и команду пришлось продать выходцу из России Алексу Шнайдеру.
«Минарди» же была вечным аутсайдером. Практически всю свою жизнь команда боролась за выживание, причём многие искренне ей симпатизировали. У неё было множество поклонников по всему миру, но это никак не помогало в поиске потенциальных спонсоров. Точнее, спонсоры-то были, но вот много денег они не приносили. А найти титульного спонсора, способного обеспечить подъём на новый уровень, никак удавалось. Поэтому у руководителя команды Пола Стоддарта альтернативы продаже команды, по сути, не было. Тем более что австралиец умудрился настроить против себя руководство Ф-1 в лице Берни Экклстоуна и Макса Мосли, а это гарантировало нелёгкую жизнь. Так что команда оказалась в руках Дитриха Матешица, который сейчас, в свою очередь, тоже задумывается о продаже.
«Стюарт» и «Ягуар»
Трёхкратный чемпион мира Джеки Стюарт решил создать вместе с сыном свою команду в середине 90-х. Над названием долго думать не стали – «Стюарт». Просто и симпатично. Команда провела в Формуле-1 три полных сезона, при этом достаточно успешно для такого проекта: на счету «Стюарта» после сезона-99 были победа в гонке, поул-позишн и пять подиумов.
Первый сезон вышел, мягко говоря, неудачным. Пилотам на двоих удалось финишировать лишь шесть раз в семнадцати гонках. Закончить же гонку в очковой зоне «Стюарт» смог только один раз, зато как! В Монте-Карло Рубенс Баррикелло принёс свой команде вместе с первыми очками и первый подиум, финишировав третьим.
В 1998 году дела тоже шли неважно: три финиша в очках за сезон, но в сумме получилось меньше, чем за одно Гран-при Монако-1997. Последний для «Стюарта» сезон-1999 выдался ярким. На Гран-при Европы Джонни Херберт принёс первую победу, а Рубенс Баррикелло три раза финишировал на подиуме. Всё это позволило «Стюарту» занять четвёртое место в Кубке Конструкторов. Но уже тогда была согласована продажа ккманды «Форду».
«Форд» решил использовать Формулу-1 для раскручивания марки «Ягуар», да ещё окрасил болиды в фирменный цвет – так называемый «британский гоночный зелёный». Под таким названием и в такой ливрее команда и провела сезоны 2000-2004. Но за пять лет команда и близко не приблизилась к результатам «Стюарта» – лишь два подиума, которые завоевал Эдди Ирвайн, и один старт с первого ряда – усилиями Марка Уэббера в Малайзии-2004. А затем у «Форда» начались финансовые проблемы, и концерн продал команду Дитриху Матешицу, чтобы хоть как-то выправить дела компании. Особой пользы «Форду» продажа не принесла, концерн критиковали, но дело было сделано.
«Эрроуз»
«Эрроуз» входит в десятку команд, наиболее часто выходивших на старт Гран-при Формулы-1. Основан английский коллектив был ещё в 1977 году, но добиться крупных успехов так и не смог. За девятнадцать сезонов в Формуле-1 пилот «Эрроуза» ни разу не поднялся на верхнюю ступеньку подиума.
Ближе всех к этому был чемпион мира 1996 года Дэймон Хилл, который перешёл в «Эрроуз» в сезоне-1997. На Гран-при Венгрии он уверенно лидировал, но за пару кругов до финиша возникли проблемы с коробкой передач (по сути, она просто сломалась), и ему пришлось довольствоваться вторым местом. В остальных же гонках «Эрроузу» практически не выпадало шанса побороться за победу.
Закончилась история «Эрроуза» бесславно. По ходу сезона-2002 у команды просто кончились деньги, в результате чего она не смогла больше принимать участие в гонках, и была запущена процедура банкротства. Как ни старался тогдашний владелец Том Уокиншоу привлечь инвесторов, у него ничего не получилось. Оборудование команды затем выкупил один из бизнесменов, однако оно так и осталось не использованным. Хотя тут стоит отметить, что впоследствии шасси «Эрроуза» использовались ещё дважды – сначала в «Минарди», потом в «Супер Агури».
«Лижье» и «Прост»
«Лижье» в своё время была очень известной и успешной командой Формулы-1. Первый сезон она провела в далёком 1976 году, а последний – в 1996-м. За 21 год «Лижье» запомнилась не только результатами в гонках, но и смелыми техническими и аэродинамическими решениями, которые пробовали её инженеры.
В сезоне-1996 команда добилась последнего успеха под историческим названием – победы на Гран-при Монако. Тогда финишировало всего четыре автомобиля, из которых лучшим оказался Оливье Панис за рулём «Лижье». Команда ушла совсем не бесславно, но всё-таки ушла, хотя владелец команды Ги Лижье прикладывал усилия к её спасению. В конце года «Лижье» купил четырёхкратный чемпион Формулы-1 Алан Прост, задумавший создать чисто французскую команду Ф-1: к шасси приплюсовали моторы «Пежо».
Название тут же сменили на «Прост Гран-при». За новую-старую команду в разное время выступали гонщики, прекрасно известные поклонникам Формулы-1 – Ярно Трулли, Жан Алези, Ник Хайдфельд и другие. Выступали они неплохо, и порой казалось, что дела «Проста» начинают налаживаться. Однако в конце 2001 года команда обанкротилась, и имущество пришлось распродавать с молотка.
Со второй частью статьи вы можете ознакомиться здесь: Не «Хондой» единой. Часть вторая: конец XX века.