Самый молодой победитель Гран-при в истории Формулы-1 Себастьян Феттель в интервью FAZ рассказал о везении, прокомментировал переход из «Торо Россо» в «Ред Булл», а также отметил, что не видит смысла в наличии агентов и менеджеров.
— Вы самый молодой победитель Гран-при в истории Формулы-1. Ваша победа в Италии — это отчасти везение?
— Нет. Условия были одинаковы для всех. Просто мы были в отличной форме, всё сошлось в этот день.
— Это была победа без удачи?
— Я думаю, что везёт тому, кто везёт. Тот, кто много и тяжело работает, в итоге добивается победы. Мы трудились весь сезон. Сначала было тяжело, потому что пришлось устранить очень много неполадок. Но мы упорно боролись, и ситуация улучшалась. Когда нам представился шанс, мы использовали его. Удачу можно только заработать.
— У вас есть какие-нибудь талисманы?
— Да. Хотя их наличие противоречит моим словам. Я не суеверен, но у меня много талисманов, перед гонкой я складываю их в карман. Причём этот карман могли убрать с моей униформы из-за отсутствия функциональности. Однако я отстоял его, и могу по-прежнему класть туда талисманы.
Никто не хотел бы, чтобы с Робертом тогда случилась неприятность. Я переживал за него, и даже не думал о том, что смогу заменить его в команде.
— А что же всё-таки это за талисманы?
— Это монеты достоинством в один цент и один пфенниг, приносящая удачу свинка, а также ещё одна монета в один доллар, которую я нашёл во время утренней пробежки перед гонкой в Индианаполисе (Феттель дебютировал в Формуле-1 именно в США. – Прим. «Чемпионат.ру»).
— Эти талисманы помогают вам?
— Они предают мне силу и веру в себя. Однако я не думаю, что из-за них могу проходить поворот на 10 километров быстрее обычного. Талисманы устраняют нервозность, которая есть перед гонкой. Начинаешь думать, что всё будет отлично. Как-то я прямо перед стартом вспомнил, что забыл талисманы, но смог успешно пройти гонку.
— Можно считать вам повезло, что Роберт Кубица не смог принять участие в Гран-при Индианаполиса. Тогда состоялся ваш дебют в Формуле-1.
— Не могу сказать, что это было везение. Никто не хотел бы, чтобы с Робертом тогда случилась неприятность. Я переживал за него, и даже не думал о том, что смогу заменить его в команде. Когда он попал в аварию, я находился в боксах и следил за гонкой. Мне тогда сказали: «На следующей неделе ты сможешь проявить себя». Только в этот момент я понял, что смогу принять участие в Гран-при. Можно ли назвать это удачей? Я думаю, что это был счастливый случай. Он помог мне обрести уверенность и сыграл большую роль в том, что я получил место в «Торо Россо».
— Аварии в Формуле-1 случайны?
— Формула-1 устроена так, что в ней всё проходит на пределе. Поэтому всегда возможны проколы колеса, повреждение антикрыла или перегрев мотора. Риск очень велик. В этом отношении наши болиды похожи на самолёты. Здесь нет мелочей. Мы доверяем технике. Но все хотят прогрессировать, и поэтому работа ведётся на пределе. Хорошо, что в последнее время надёжность машин значительно улучшилась.
— Вы ещё никогда не испытывали страх?
— Естественно, что я попадал в аварии и вылетал с трассы. Это очень странное чувство: ты знаешь, что толком ничего не можешь поделать. Безразлично, тормозишь ли ты, газуешь, поворачиваешь вправо или влево — это ничего не меняет. К счастью, ни один гонщик не погиб в течение последних 14 лет. Недавно я беседовал с одним пожилым специалистом, и он сказал мне, что раньше смерть 2-3 гонщиков в год — это была норма. Хотя определённый риск всё ещё существует.
— Вы получаете удовольствие от того, что добиваетесь успеха на пределе возможностей?
— Да. Некоторые люди считают: «Пилот всегда сидит за рулём одной и той же машины, всегда едет по кругу, до тех пор, пока не закончится бензин. Затем он заезжает в боксы, заправляется, меняет шины и двигается дальше». Но каждый круг — это новый вызов. Например, в квалификации нужно идеально справиться с трассой от начала до конца круга. Нужно, чтобы шины были в оптимальном состоянии, необходимо контролировать давление в них. Нужно управлять машиной на пределе.
Я получил шанс и без всяческих сомнений перешёл в «Торо Россо». Год спустя можно сказать, что тогда я принял верное решение. В следующем сезоне я буду выступать за «Ред Булл», это шаг в правильном направлении.
— Какова роль скорости при этом?
— Если бы машины были медленней, то было бы гораздо скучнее. Это неоспоримо.
— Победы — это своего рода болезнь?
— Да. Не патологическое заболевание, но от них нельзя отказаться. Недавно я был на гонках картов. Видел, как ездят дети, как шумят моторы, знакомый специфический запах витал в воздухе. Мне сразу же захотелось сесть за руль.
— Вы больны не только Ф-1?
— Нет, всем, что ездит на бензине. Я бы так назвал это. Всё равно, чем бы ты ни занимался, нужно получать от этого удовольствие.
— Формула-1 – это серьёзный бизнес. Вы не рискуете, отказываясь от услуг менеджера?
— Нет, до сих пор мне хватало самостоятельности. Если возникают какие-то вопросы, то я обращаюсь за советом к семье и друзьям. Однако я сам принимаю решения. До сих пор всё было хорошо. Не вижу причин что-либо менять.
— Приятно подтвердить подписью своё будущее в этом сложном мире хитрых менеджеров, молчаливых агентов и соперников?
— Судьба человека в его собственных руках. Если принимаешь решение, то должен понимать, почему это делаешь. Нет других причин для обсуждения. Если всё-таки понял, что совершил ошибку в прошлом, то нужно сказать себе: «На тот момент это для меня было оптимальное решение».
— Вы сменили «Торо Россо» на «Ред Булл». Не считаете, что это ошибка?
— Я уверен, что это было правильное решение. До середины 2007 года я был тестовым пилотом БМВ и даже не думал о том, что стану основным пилотом команды Формулы-1. Поэтому я очень рад, что мне дали место в «Торо Россо». Тогда это был большой риск, так как команда была среди аутсайдеров, и, естественно, многие люди говорили: «Не делай этого, это не пойдёт тебе на пользу. Но я хотел участвовать в гонках, ведь для этого я живу. Я получил шанс и без всяческих сомнений перешёл в „Торо Россо“. Год спустя можно сказать, что тогда я принял верное решение. В следующем сезоне я буду выступать за „Ред Булл“, это шаг в правильном направлении. Есть большой потенциал, который можно реализовать. Это новый вызов для меня, иначе было бы скучно.
Если ты всё-таки понял, что совершил ошибку в прошлом, то нужно сказать себе: „На тот момент это для меня было оптимальное решение“.
— Босс Формулы-1 Берни Экклстоун сказал, что вы находка для Формулы-1. А глава вашей команды Герхард Бергер сравнил вас с Михаэлем Шумахером. Ожидания растут чрезвычайно быстро…
— От меня не зависит то, какие ожидания появляются у других людей. Я стремлюсь только к лучшему, стараюсь побеждать. Если бы это было не так, то я покинул бы гонки, ведь это была бы просто трата времени. Я всегда хочу прогрессировать, никогда не останавливаться и полностью выкладываться — всё равно, на какой машине, к какому сроку, при каких условиях.
— Вы непременно хотите стать чемпионами мира?
— Несомненно. Ни один пилот не может не мечтать об этом. Понятно, что у меня есть определённые ожидания, но я знаю свой уровень.
— Успех приносит счастье?
— Да.
— Успешные пилоты Формулы-1 зарабатывают много денег. Богатство также приносит счастье?
— Это зависит от целей, которые вы преследуете. Если деньги или материальные ценности будут большим стимулом и мотивацией, чем спортивные успехи, то это плохо. Я считаю, что только деньги не могут сделать человека счастливым. В конечном счете, хочется быть лучшим, финишировать первым. Самый успешный человек — также и самый счастливый.
— До начала прошлого сезона место на подиуме было бы для вас удачным результатом. Каковы цели на 2009 год?
— В 2008 году мы превзошли ожидания. Это хорошо, но не стоит витать в облаках. Мы не можем постоянно на равных соперничать с „Маклареном“ или „Феррари“. Но необходимо приблизиться к ним. Новые правила могут многое изменить.
— Вам часто везёт. Вы пробовали свои силы в азартных играх?
— Пробовал, но не слишком много. Я пытался обыграть „однорукого бандита“, в Австралии играл в рулетку, но мне не повезло, и я проиграл $ 50. Тогда я прекратил играть.
По материалам Frankfurter Allgemeinen Zeitung.