Финиш гонки «24 часа Дайтоны» 2009 года получился самым плотным за всю почти полувековую историю этой знаменитой гонки: двух лидеров разделило менее двух десятых секунды.
1. Донохью/Гарсия/Лоу/Райс
2. Диксон/Монтойя/Пруетт/Рохас
3. Барбоса/Борчеллер/Франц/Хэйвуд
4. Анджелелли/Фрисселье/Лами/Тэйлор
5. Диксон/Франкитти/Ллойд/Пруетт
6. Бёрнхард/Бриско/Дюма
7. Фогарти/Гарни/Джонсон/Вассер
8. Финлэй/Мирс/Патрик/Уоллэс.
Интересно, что история знаменитого суточного марафона в американской Дайтоне началась… с трёхчасовых гонок. В 1962 году, спустя три года после открытия трассы, на «Дайтона Интернэшнл Спидвей» состоялся этап чемпионата мира спортивных машин протяженностью 180 минут. Его победителем стал известный американец Ден Герни, в своё время успешно выступавший и в Формуле-1. Причём незадолго до финиша на его уверенно лидировавшем «Лотосе» сломался мотор, а по правилам длинных гонок, чтобы получить классификацию, нужно обязательно пересечь финишную черту. И тогда хитрый Герни остановил свою машину на вершине бэнкинга, дождался истечения трёх часов и на нейтральной передаче пересёк линию финиша, одержав победу!
Через год дистанция гонки увеличилась и составила уже 12 часов – это было вдвое длиннее классических в те времена 1000-километровых гонок в Спа, Монце и на «Нюрбургринге». Но на этом организаторы марафона в Дайтоне не остановились. В 1966 году они провели первую суточную гонку, которая в скором времени встала в один ряд по престижности с известными европейскими 24-часовыми марафонами в Ле-Мане и Спа.
Правда, в 1972 году из-за потрясшего Штаты энергетического кризиса её дистанция была сокращена до шести часов, а через два года гонку и вовсе пришлось отменить. Но, к счастью, больше таких случаев в истории «24 часов Дайтоны» не было.
Главная особенность «24 часов Дайтоны», до 1982-го входивших в календарь чемпионата мира спортивных машин, а ныне являющихся «жемчужиной» американской серии «Гран-Ам», в том, что она проходит по трассе, частично проложенной по знаменитому овалу, а частично — внутри него.
Главная особенность гонки «24 часов Дайтоны» в том, что она проходит на трассе гонки частично проложенной по знаменитому овалу, а частично — внутри него.
Машины, участвующие в чемпионате «Гранд-Ам», не имеют ничего общего с автомобилями из «ле-мановских» серий. Они разделены на две категории – прототипы и GT. Шасси для первого класса строят специализирующиеся на этом фирмы «Райли», «Доран», «Фабкар» и «Кроуфорд», на которые устанавливаются моторы фирм «Понтиак», «Лексус», «Порше» и «Форд». В категории GT выступают более привычные автомобили вроде «Порше 996 GT3», «БМВ M3» и «Мазда RX-8». Но всё внимание, конечно, приковано к более мощной категории прототипов.
В этом году 24-часовая гонка в Дайтоне состоялась уже в 47-й раз. Предыдущие три года первое место в ней неизменно доставалась команде «Чип Гэнасси Рейсинг», причём в последних двух случаях в победившем экипаже выступал известный всем поклонникам автоспорта экс-пилот Формулы-1 Хуан-Пабло Монтойя, ныне гоняющий в заокеанской серии НАСКАР. Сумеет ли колумбиец отпраздновать хет-трик в Дайтоне, а команда Чипа Гэннасси записать на свой счёт уже четвёртую подряд победу? В этом заключался главный вопрос перед стартом «24 часов Дайтоны» 2009 года.
В квалификации экипаж Монтойи, в который также входили Скотт Диксон, Скотт Пруетт и Мемо Рохас, показал только шестой результат. Впрочем, в суточных гонках значение стартовой позиции не слишком велико. Здесь решающую значимость приобретает надёжность и стратегия по ходу гонки. А поэтому мало кого удивило, что в первые часы гонки машина «Райли-Лексус» под первым номером держалась в тени лидеров.
Большую же часть марафона лидировали экипажи команд «Брумос» и «Пенске», которая в этом году перешла из американской серии «Ле-Ман» в «Гранд-Ам». Однако затем гонщики Седого Роджера из-за перегрева на их прототипе «Райли-Форд» откатились назад, а борьбу за победу на последних часах повели пилоты команд «Брумос» и «Гэннаси».
На финише лидирующие машины разделило всего каких-то 0,167 секунды – это после 24 часов гонки!
За полтора часа до финиша гонку возглавил Монтойя. Казалось, уже ничто не помешает колумбийцу довести дело до победного конца, но всего за 40 минут до финиша его догнал и опередил начинавший гонку с поула Дэвид Донохью на таком же прототипе «Райли», но с мотором «Порше». Борьба между этими пилотами продолжалась до самого финиша. Колумбиец делал всё возможное, чтобы обогнать американца, но тот всё же выдержал натиск преследователя. На финише их разделило всего каких-то 0,167 секунды – это после 24 часов гонки! Такого плотного финиша суточный марафон в Дайтоне ещё не знал.
На этот раз команде Чипа Гэннасси совсем немного не хватило до очередной победы, а вкус призового шампанского вместе с Донохью разделили его напарники по экипажу команды «Брумос»: Антонио Гарсия, Дарен Лоу и Бадди Райс. Но самое интересное, что ровно 40 лет назад в «24 часах Дайтоны» первое место занял… Марк Донохью – отец Дэвида!