Проект новой американской команды USF1 весьма активно обсуждается в гоночной прессе последние дни. Стоит напомнить, что это далеко не первая попытка команды из США добиться успеха в Формуле-1.
В Формуле-1 пытали счастье шесть американских команд.
Если не брать в расчёт входившую в календарь чемпионата мира Формулы-1 первые десять лет существования первенства гонку «Инди 500», то можно выделить шесть американских команд, пробовавших свои силы в «королевских гонках». Предлагаем вам вкратце вспомнить их историю и достижения…
«Скараб»
Первую попытку вывести американскую команду на орбиту Формулы-1 предпринял гонщик из США Лэнс Ревентлоу. Будучи единственным наследником империи «Вулворт», он не был стеснён в средствах. Сначала Лэнс открыл фирму «Ревентлоу Аутомобайлс», которая стала строить спортивные машины под названием «Скараб» для американских гонок. А к сезону 1960 года Ревентлоу решил подготовить две переднемоторные машины для выступления в Формуле-1. Но автомобили оказались устаревшими и были неконкурентоспособны.
Лишь трижды пилоты «Скараба» пробивались на старт через квалификационное сито, а лучшим результатом команды стало 10-е место самого Ревентлоу на Гран-при США. Однако именно эта гонка и стала последней Формуле-1 для «Скараба». Ещё пару лет она выступала в Америке, но затем окончательно закрыла за собой двери.
Успех Герни на Гран-при Бельгии 1967 года так и остался единственным в истории команды «Игл».
«Сирокко»
Через два года после «Скараба» в Формуле-1 появилась новая команда из США. В 1962 году американский гонщик-любитель Хью Пауэлл приобрёл имущество и машины британской «конюшни» «Эмирисон» и в следующем сезоне выставил собственную команду – «Сирокко». Однако и она потерпела крах. Выступив лишь в семи Гран-при 1963 года (лучшим результатом в которых стало восьмое место, завоёванное американцем Тони Сеттембером на дебютной гонке в Спа), «Сирокко» покинула Формулу-1.
«Игл»
История команды «Игл» оказалась куда успешнее, чем у двух её предшественниц. Под руководством известного американского гонщика Дена Герни команда провела в Ф-1 четыре сезона 1966-1969-х годов, приняв участие за это время в 32-х гонках. А на Гран-при Бельгии 1967 года Герни сумел одержать победу. Правда, этот успех так и остался единственным в истории команды «Игл». После этого её дела резко ухудшились, и в итоге из-за нехватки средств она вынуждена была покинуть Формулу-1. Впоследствии «Игл» добилась заметных успехов в американских гонках.
«Парнелли»
Команда «Парнелли» при поддержке шинной компании «Файрстоун» провела в Формуле-1 всего две гонки, выступив в двух североамериканских Гран-при в конце сезона 1974 года. Единственным её пилотом был знаменитый Марио Андретти. В дебютном для команды Гран-при Канады он, стартовав 16-м, сумел пробиться к финишу на седьмую позицию. А на американском этапе в Уоткинс-Глене Андретти сумел показать в квалификации третье время, но заглох на старте и был дисквалифицирован за постороннюю помощь. На этом «Файрстоун» решила прекратить финансирование, и «Парнелли» вынуждена была покинуть Формулу-1 и вернуться в американские гонки.
Команда «Пенске» добивалась побед практически во всех сериях, в которых принимала участие.
«Пенске»
Команда «Пенске» добивалась побед практически во всех сериях, в которых принимала участие. Формула-1 не стала исключением. Увы, но история выступлений «конюшни» Роджера Пенске в Ф-1 была омрачена трагедией. В аварии на тренировке перед Гран-при Австрии 1975 года погиб его пилот Марк Донохью. Ровно год спустя на том же «Остеррайхринге» Джон Уотсон принёс «Пенске» первую и, как оказалось, единственную победу в Формуле-1. И всё же в конце того сезона «Седой Роджер» объявил, что его команда больше не будет выступать в Ф-1 и возвращается в Америку.
«Шэдоу»
Последней на сегодняшней день американской командой, выступавшей в Формуле-1, остаётся «конюшня» Дона Николза «Шэдоу». Она провела в чемпионате мира восемь сезонов с 1973 по 1980 год. В 1977-м на Гран-при Австралии Алан Джонс принёс ей единственную в Ф-1 победу. В том же году на Большом призе ЮАР её пилот Том Прайс сбил перебегавшего трассу маршала и погиб сам от отлетевшего в его голову огнетушителя. Несмотря на эту трагедию, сезон-77 так и остался лучшим в истории команды. Затем её результаты стали падать, и в 1980-м Николз закрыл команду…