Новый сезон Формулы-1 ещё не стартовал, а первый скандал уже произошёл. Пилоты, недовольные повышением стоимости суперлицензий, отказываются за них платить…
Гонщик 2009 год 2008 год
Льюис Хэмилтон 216,200 228,000
Фелипе Масса 214,100 198,000
Кими Райкконен 167,900 230,000
Роберт Кубица 167,900 88,000
Фернандо Алонсо 138,500 228,000
Ник Хайдфельд 136,400 132,000
Хейкки Ковалайнен 121,700 70,000
Себастьян Феттель 83,900 22,000
Ярно Трулли 75,500 26,000
Тимо Глок 62,900 10,000
Марк Уэббер 54,500 30,000
Нельсон Пике 50,300 10,000
Нико Росберг 46,100 50,000
Рубенс Баррикелло 33,500 10,000
Казуки Накаджима 29,300 10,000
Себастьен Бурдэ 18,800 10,000
Дженсон Баттон 16,700 22,000
Джанкарло Физикелла 10,400 52,000
Адриан Сутиль 10,400 12,000
*без учёта страхового взноса
Для начала напомним, что суперлицензия – это документ, дающий право гонщику участвовать в гонках Формулы-1. Что-то вроде особых водительских прав. Выдаётся суперлицензия на основании специального запроса, рекомендаций национальных автоспортивных властей федераций и определённых достижений пилота в «младших» сериях. А ещё перед каждым сезоном за суперлицензию нужно платить.
Прежде гонщики платили 1690 евро плюс 447 евро за каждое заработанное очко, но в прошлом году Международная автомобильная федерация FIA цены повысила. Её базовая стоимость составила уже 10 000 евро, а за каждое заработанное в предыдущем сезоне очко пилотам необходимо было выложить ещё по 2000 евро. Нововведение едва не привело к скандалу во время прошлогоднего Гран-при Великобритании – поговаривали, что гонщики готовы устроить забастовку, если цены не будут снижены. Тогда всё обошлось. Однако в этом году суперлицензия подорожала ещё больше…
Теперь пилотам Формулы-1 нужно внести в казну ФИА 10 400 евро базового взноса и доплатить по 2100 евро за каждое заработанное в прошлом чемпионате очко (плюс ещё обязательный страховой сбор в размере 2727 евро). Таким образом, стоимость суперлицензии чемпиона мира Льюиса Хэмилтона составляет 218,920 евро – сумма меньше прошлогодней, но лишь потому, что в 2008-м британец заработал меньше очков, чем в 2007-м… Для сравнения, гонщики заокеанской серии NASCAR платят за свои лицензии чуть более трёх тысяч евро (4000 долларов). В IndyCar эта цифра ещё меньше и не превышает 1000 долларов…
Ассоциация гонщиков Гран-при GPDA опубликовала официальное заявление, в котором подчёркивается, что новая стоимость является явно завышенной, а «пилоты не должны облагаться налогом, который направлен на финансирование других лиц». Здесь речь идёт о бюджете FIA, который в прошлом году понёс потерю в размере 1,7 миллиона евро (как раз столько должно в сумме поступить в казну федерации в соответствии с новыми ценами на суперлицензии).
Если до старта сезона в Мельбурне ситуация не будет урегулирована, то пилоты могут устроить на Гран-при Австралии забастовку.
В ответном письме Макс Мосли отметил, что федерация пока не смогла определить, насколько новая цена суперлицензий обременительна для гонщиков, поскольку они отказались проинформировать FIA о своих доходах. «Гонщики Формулы-1 – самые высокооплачиваемые спортсмены, выступающие в автоспорте, поэтому вполне логично, что они должны вносить свой вклад в дело безопасности и поддерживать спорт, который приносит им такие доходы», – заявил Мосли.
После этого в прессе появилась информация, что трое гонщиков всё же заплатили за свои суперлицензии, однако их имена названы не были. Не исключено, что это была провокация со стороны FIA, дабы внести разлад в ряды GPDA. Например, Ник Хайдфельд заявил, что он свой взнос не вносил и полностью придерживается позиции, озвученной в заявлении GPDA.
Если до старта сезона в Мельбурне ситуация не будет урегулирована, то не исключено, что пилоты устроят на Гран-при Австралии забастовку. История уже знает подобный случай. В 1982 году, например, гонщики, не довольные обязательствами в договоре о выдаче суперлицензий, устроили бойкот пятничных тренировок Гран-при Южной Африки. Но после суток переговоров в субботу пилоты всё же вернулись на трассу…
Сложившаяся история вряд ли способствует популяризации гонщиков в глазах болельщиков.
Независимо от дальнейшего поведения пилотов, сложившаяся история вряд ли способствует их популяризации в глазах болельщиков. Ведь, учитывая их многомиллионные доходы, стоимость суперлицензии составляет лишь небольшой процент от гонораров.
Например, Кими Райкконен при ежегодном заработке в 23,5 миллиона евро должен заплатить в казну FIA менее 170 тысяч евро. Журналисты британского еженедельника Autosport подсчитали, что при среднем годовом доходе граждан Соединённого Королевства, который составляет 24 000 евро, эта сумма эквивалентна 150 евро. И пока в условиях мирового финансового кризиса обычные поклонники Формулы-1 столкнулись с риском потерять работу, борьба пилотов за снижение стоимости суперлицензии при их доходах выглядит просто смешной…