На минувшей неделе Жан Тодт окончательно покинул свой пост в «Феррари». Мы же предлагаем вам вспомнить карьеру француза в автоспорте.
Жан Тодт родился 25 февраля 1946 года во французском городке Пьерферо. Его отец был польским врачом, и сын пошёл по его стопам, окончив медицинский институт в Париже. Однако по специальности Тодт никогда так и не работал. Во время учёбы он увлекся гонками, стал участвовать в любительских гонках на картах, где познакомился с Жан-Клодом Лефебврем. Позже на отцовском «Мини Купере» Тодт стал участвовать в ралли: Лефебвр был пилотом, а Жан – штурманом.
В 1981 году Тодт в качестве штурмана Ватанена стал вице-чемпионом мира по ралли.
В 1969 году состоялся дебют Тодта в международных ралли, а через год он получил место в заводской команде «Альпин-Рено» и в 1971-м в качестве штурмана Жан-Пьера Николя (будущего спортивного руководителя «Пежо») выиграл ралли Португалия. Затем Тодт был штурманом у таких известных раллистов как Рауно Аатонен, Уве Андерссон, Ахим Вармбольд и Хану Миккола. Но своих главных успехов он добился в паре с Ги Фрекиленом (впоследствии ставшего руководителем спортивного отделения «Ситроена»). В 1981 году они стали вице-чемпионами мира и обеспечили своей команде «Пежо-Тальбо» титул в зачёте производителей. Но именно тот сезон стал последним в штурманской карьере Жана Тодта.
В конце 1981 года глава концерна «Пежо-Ситроен» Жан Бойлло предложил Тодту занять пост руководителя спортивного департамента компании. Под руководством француза команда «Пежо» вместе с финном Арии Ватаненом выиграла два чемпионата мира по ралли – в 1985 и 1986 годах. За это Тодт был награждён звание кавалера Ордена Почётного легиона.
Затем Тодт привёл «Пежо» к четырём победам на знаменитом ралли-марафоне «Дакар» – три из них одержал всё тот же Ватанен и одну принёс его соотечественник Юха Канккунен. Легендарным стал случай на гонке 1989 года. «Пежо» просто не знала себе равных, а за победу развернулась нешуточная схватка между двумя пилотами французской команды Арии Ватаненом и Жаки Иксом.
Имя победителя «Дакара-89» Тодт определил, подбросив десятифранковую монету.
Дабы прекратить рискованную борьбу, Тодт решает определить победителя, подкинув десятифранковую монету. Так первое место на «Дакаре-89» досталось Ватанену.
Следующим проектом Тодта стало участие «Пежо» в чемпионате мира по гонкам на выносливость и суточном марафоне «24 часа Ле-Мана». И здесь Жана ждал успех. В 1992 году прототипы «Пежо 905» доминировали на гоночных трассах. Пилоты французской команды выиграли и «Ле-Ман», и чемпионский титул. Но настоящий триумф ждал «Пежо» в следующем, 1993-м году, когда весь подиум «24-х часов Ле-Мана» заняли гонщики именно французской команды.
На этой триумфальной ноте состоялось прощание Тодта с «Пежо». Летом 1993-го президент «Феррари» Лука ди Монтеземоло пригласил француза встать у руля прозябавшей в глубоком кризисе команды Формулы-1. Некогда успешная конюшня не выигрывала чемпионских титулов с 1979 года. Но именно Тодт стал тем человеком, который вернул «скудерии» её былую славу и превратил её в настоящую машину побед. Но для этого, конечно, понадобилось время.
Мозаика начала складываться в 1996-м, когда Тодт переманил из «Бенеттона» сначала двукратного чемпиона мираМихаэля Шумахера, а затем пригласил в команду технического директора Росса Брауна и главного конструктора Рори Бёрна. Уже в 1997-м «Феррари» впервые за долгие годы боролась за чемпионский титул, но в последней гонке сезона – знаменитом Гран-при Европы в Хересе – титул достался пилоту «Уильямса» канадцу Жаку Вильнёву. В следующем году Шумахер вновь до самого последнего этапа сохранял шансы на чемпионство, но на этот раз уступил Мике Хаккинену на «МакЛарене», а в следующем сезоне выбыл из борьбы за корону уже в середине первенства, сломав ногу в аварии на «Сильверстоуне». Бремя лидерство перехватил «верный оруженосец» Шумахера Эдди Ирвайн, который даже приехал лидером чемпионата на финальный этап в Японию, но на «Сузуке» чемпионом вновь стал Хаккинен. Правда, «Феррари» сумела впервые с 1981 года взять Кубок Конструкторов. Но главный титул в личном зачёте так и оставался недосягаемым.
Казалось, проклятие так и продолжает висеть над «Феррари». В то время в Италии был популярным такой анекдот: «Старик нашёл бутылку, из которой вызволил джина. „Ты мой спаситель! – воскликнул джин. – Загадывай любое желание!“ Старик ответил: „Мои два сына давно уехали в Америку, но перед смертью я бы очень хотел их увидеть. Не мог бы ты построить мост до Нью-Йорка?“ „Ты что, старик?! Это же многие тысячи километров! Не мог бы ты загадать что-нибудь полегче?“
Именно Тодт стал тем человеком, который вернул „Феррари“ её былую славу и превратил её в настоящую машину побед.
Старик, немного подумав, сказал: „Я старый крестьянин из Маранелло. Не мог бы ты сделать так, чтобы “Феррари» наконец выиграла чемпионат мира?" Джин опешил, а потом сказал: «Какого цвета строить мост до Нью-Йорка»…
Но в 2000 году, спустя 21 год после последнего титула «Феррари», который итальянской команде в 1979 году принёс Джоди Шектер, Шумахер принёс «скудерии» долгожданную победу. А за ней последовали ещё четыре года безраздельного доминирования конюшни из Маранелло. Только в 2005 году победную череду «Феррари» и Шумахера сумел прервать Фернандо Алонсо из «Рено». В следующем сезоне испанец вновь стал чемпионом, но «Феррари» снова взяла титул в 2007-м – уже без Михаэля Шумахера, а с новобранцем команды Кими Райкконеном. Этот сезон стал последним для Тодта у руля команды «Феррари». По окончании того чемпионата Жан принял решение покинуть свой пост, хотя ещё год занимал руководящую должность в компании «Феррари».
Теперь Жан Тодт покинул итальянскую фирму окончательно. Но кто знает, не захочет ли Маленький Наполеон, как его окрестили ещё во времена побед «Пежо», вернуться в автоспорт? Например, в качестве президента FIA. Многие считают, что лучшего преемника Макса Мосли на этот пост не найти…