MotoGP и WSBK – два чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. В чём разница между мотоциклами двух этих престижных серий?
Основное различие между байками MotoGP и Мирового Супербайка (WSBK) состоит в философии самих гонок. MotoGP – это вершина мотогоночного Олимпа с технической точки зрения. В этом чемпионате выступают мотоциклы-прототипы, которые строятся с нуля специально для гонок. Их нельзя купить в магазине. А в WSBK участвуют мотоциклы, которые должны проходить омологацию, а значит, выпускаться серийно (пусть и мелкой партией до 500 штук).
MotoGP – это вершина мотогоночного олимпа с технической точки зрения.
Машины для Мирового Супербайка строятся на базе серийной техники, хотя они всё равно весьма далеки от дорожных мотоциклов. Если проводить параллели с автогонками, то можно сказать, что MotoGP – это Формула-1, а WSBK – WTCC или, скажем, GT. Но если сравнивать технические характеристики 275-сильных автомобилей мирового туринга и машин Ф-1, мощность которых составляет порядка 750 «лошадок», бессмысленно, то в мотогонках всё несколько иначе.
Разница во времени между поул-позицией Бена Списа на первом этапе WSBK этого года в Филипп-Айленде и результатом, показанным победителем квалификации Гран-при Австралии на этой же трассе Кейси Стоунером, составляет менее двух с половиной секунд! С этим временем Спис смог бы расположиться на стартовой решётке гонки MotoGP впереди трёх гонщиков «королевского» класса! Но если мотоциклы MotoGP более технологичны, то почему отрыв столь мал, спросите вы?
Дело в том, что мотоциклы Мирового Супербайка мощнее своих собратьев из MotoGP. В WSBK могут участвовать машины с объёмом двигателя до 1200 куб. см, в то время как максимальная «кубатура» мотоциклов MotoGP не должна превышать с 2007 года 800 «кубиков». В итоге «супербайки» примерно на 15% мощнее мотоциклов MotoGP.
Мотоциклы для Мирового Супербайка строятся на базе серийной техники.
Но зато их масса больше – 165 кг против 148 кг. К тому же двигатели MotoGP – это уникальные силовые агрегаты, а моторы WSBK являются сильно модифицированными серийными версиями.
Кроме того, в Мировом Супербайке используются стальные тормоза, тогда как в гонках Гран-при разрешены более эффективные (но и более дорогие) карбоновые диски. Таким образом, тормозной путь мотоциклов WSBK больше, чем MotoGP, а значит, пилотам нужно тормозить перед поворотами раньше.
Также присутствует существенная разница в шинах. Особенно это проявлялось до этого года, когда в MotoGP кипели «шинные войны» между «Мишленом» и «Бриджстоуном». В этом сезоне в MotoGP начинает действовать правило единого поставщика резины, а рост скоростей из-за совершенствования шин прекратится. Но в WSBK мотоциклы «обуты» в «серийную» гоночную резину «Пирелли», а для MotoGP «Бриджстоун» производит эксклюзивную продукцию.
Из этого всего в итоге и складывается преимущество мотоциклов MotoGP над WSBK в скорости на одном круге. Причём вскоре разница между ними должна стать ещё меньше, ведь в связи с мировым экономическим кризисом организаторы MotoGP вынуждены «затягивать пояса». Так, уже с этого сезона запрещается применение электронных и гидравлических систем старта, активных подвесок и керамических композитов в тормозных дисках. А с августовского Гран-при Чехии вступит ограничение на использование двигателей по ходу гоночных уик-эндов.
На самом деле, мотоциклы WSBK даже мощнее своих собратьев из MotoGP.
Но ещё большие ограничения должны вступить в силу со следующего года. Например, карбоновые тормоза могут быть заменены на стальные, трэкшн-контроль и некоторые другие электронные вспомогательные системы поставлены вне закона…
Так что в целом два мотоциклетных чемпионата мира вполне сопоставимы: внешне мотоциклы обоих классов похожи, звучат их моторы тоже приблизительно одинаково, да и по скорости, как мы видим, они практически равны. Так что, хоть и принято MotoGP считать «королевским» классом мотоспорта, WSBK уступает ему совсем немного. По сути это два практически равнозначных чемпионата мира.