Перед судебным разбирательством Всемирного совета FIA по автоспорту против команды «Макларен» «Чемпионат.ру» решил вспомнить самые громкие дисквалификации в истории Формулы-1.
Пожалуй, самое суровое наказание в истории Королевы автоспорта произошло в 1984 году. Тогда команда «Тиррелл», не перешедшая, в отличие от других конюшен, на турбомоторы, на удивление резво выступала на некоторых этапах. К примеру, на Гран-при Монако молодой Штефан Белофф финишировал третьим, а в Детройте Мартин Брандл стал вторым, уступив победителю Нельсону Пике меньше секунды. И пусть на городских трассах мощность двигателей не играла решающей роли, но уж слишком большой была разница между моторами с турбонаддувом и атмосферными двигателями – разрыв составлял порядка 165 лошадиных сил!
После Гран-при США дотошные судьи обнаружили на «Тиррелле» Брандла в баке с водой… свинцовые шарики!
Всё прояснилось, когда после Гран-при США дотошные судьи обнаружили на «Тиррелле» Брандла в баке с водой… свинцовые шарики! Оказалось, что пилотам конюшни Кена Тиррелла во время последнего пит-стопа за несколько кругов до финиша вместе с водой в специальные ёмкости загружали специальные грузики общей массой 35 килограммов!
Более того, выяснилось, что «Тиррелл» также использовал запрещённые добавления ароматических углеводородов в бензин, что повышало октановое число топлива. А это, в свою очередь, улучшало процесс его сгорания и, следовательно, увеличивало мощность.
За эти махинации команда была снята с трёх последних этапов сезона, а её результаты в предыдущих гонках были аннулированы. Вдобавок «Тирреллу» пришлось заплатить федерации около миллиона долларов штрафа и лишиться на следующий год привилегий по доставке машин на заокеанские этапы.
На технической инспекции в Имоле у БАРа был обнаружен потайной резервуар для топлива, которое использовалось в виде балласта.
Спустя 21 год похожий случай мошенничества был выявлен в команде БАР, которая по иронии судьбы была основана после покупки как раз «Тиррелла». После четвёртого этапа сезона-2005 в итальянской Имоле, в котором пилот БАРа Дженсон Баттон финишировал третьим, на технической инспекции был обнаружен потайной резервуар для топлива, которое использовалось в виде балласта. Другими словами, как и в случае с «Тирреллом», по ходу гонки машины БАРа могли весить меньше положенных 600 кг, что запрещено правилами.
Стюарды Гран-при Сан-Марино не стали дисквалифицировать команду, приняв её объяснения, однако федерация не согласилась с этим решением и подала протест в апелляционный суд в Париже. В итоге БАР лишили завоёванных очков в Имоле и дисквалифицировали на два следующих этапа в Испании и Монако.
За «шпионский скандал» «Макларен» заплатила в казну FIA аж 100 миллионов долларов!
Впрочем, эти примеры были связаны с нарушением технического регламента. За иные нарушения команды обычно подвергались денежным штрафам. Так, всем памятна история с «командной тактикой» «Феррари» на Гран-при Австрии 2002 года, когда Рубенс Баррикелло перед самой финишной чертой отдал победу Михаэлю Шумахеру, а затем на подиуме пилоты нарушили процедуру награждения, снова поменявшись местами. За это «Скудерия» была оштрафована на один миллион долларов. Это был самый большой штраф в истории Формулы-1, но два года назад он был с лихвой побит – за «шпионский скандал» «Макларен» заплатила в казну FIA аж 100 миллионов долларов! Ограничится ли британская команда денежным штрафом на этот раз или её ждёт более суровое наказание?
Пять других знаменитых дисквалификаций:
Гран-при Великобритании 1976 года
За использование запасного автомобиля победитель Джеймс Хант был дисквалифицирован. Причём вердикт был вынесен лишь через два месяца после гонки.
Гран-при Японии 1989 года
После столкновения со своим партнёром по команде и главным соперником по борьбе за титул Аленом Простом Айртон Сенна смог продолжить гонку и выиграть её, сохранив шансы на чемпионство перед последним этапом. Однако сразу после финиша бразилец был дисквалифицирован за срез шиканы и постороннюю помощь.
Гран-при Великобритании и Бельгии 1994 года
За обгон на прогревочном круге британского этапа Михаэль Шумахер был лишён второго места, а позже дисквалифицирован на две гонки. А на Гран-при Бельгии судьи отняли у немца победу за стёсанную во время разворота деревянную планку под днищем.
Гран-при Европы 1997 года
За умышленное столкновение с Жаком Вильнёвом в борьбе за титул FIA исключила Михаэля Шумахера из зачёта чемпионата мира 1997 года, лишив его всех завоёванных очков.
Гран-при Канады 2004 года
Команды «Уильямс» и «Тойота» не были допущены на старт гонки за несоответствующие регламенту тормоза.