«24 часа Ле-Мана» – самая, пожалуй, известная гонка на планете. Это соревнование на пределе возможностей человека и машины. В ближайшие выходные в её историю будет вписана новая страница.
Нынешний суточный марафон на кольце «Сартэ», расположенном рядом с французским городом Ле-Ман, станет уже 77-м по счёту. Его главная интрига: сумеет ли «Пежо» с третьей попытки наконец одолеть Audi?
«24 часа Ле-Мана» проводятся с 1923 года. Нынешний суточный марафон на кольце «Сартэ», расположенном рядом с французским городом Ле-Ман, станет уже 77-м по счёту. Его главная интрига: сумеет ли «Пежо» с третьей попытки наконец одолеть Audi? Немецкая команда выиграла восемь из девяти последних «Ле-Манов» (в 2003 году победа досталась «Бентли» – марке, также принадлежащей концерну «Ауди-Фольксваген»). Но в 2007-м у «Ингольшадтского экспресса» появился достойный соперник – на кольцо «Сартэ» после 14-летнего перерыва вернулась заводская команда «Пежо», побеждавшая в «Ле-Мане» в 1992-м и 1993-м. В прошлом году «Львы» были быстрее «Ауди», но тактические просчёты и технические проблемы, а также пошедший ночью дождь перечеркнули все надежды французской компании на долгожданный триумф. В 2008-м первым 24 часа дистанции вновь преодолел экипаж «Четырёх колец». Победу одержало блистательное трио Тома Кристенсена, Ринальдо Капелло и Аллана Мак-Ниша. В таком составе они отпраздновали успех впервые, хотя для каждого из этих гонщиков это был уже далеко не первый триумф на «Сартэ». Мак-Ниш победил во второй раз, Капелло – в пятый, а Кристенсен – в рекордный, восьмой раз в своей карьере.
В этом году шотландец, итальянец и датчанин уже одержали одну победу – в гонке «12 часов Себринга». Но там они пилотировали уже «Ауди R10», как в последние два года, а абсолютно новый прототип «Ауди R15». По сравнению с предшественником на этом автомобиле кардинальные изменения претерпела аэродинамика, а вместо турбодизельного двигателя V12 теперь установлен более лёгкий и компактный 5,5-литровый мотор V10 – также работающий на тяжёлом топливе. По словам пилотов, всё это позволило заметно улучшить управляемость автомобиля.
В своём же дебюте в Себринге спайдер «Ауди R15» сумел опередить уже проверенный купе «Пежо 908». При этом французские машины показывали более высокую максимальную скорость, однако немецкие автомобили отыгрывались в быстрых поворотах. В среднескоростных и медленных поворотах «Ауди» и «Пежо» были приблизительно равны. «В „Пежо“ сделали выводы из прошлогодних ошибок, и в Ле-Мане одолеть их нам будет очень непросто», – считает Мак-Ниш, который вновь поедет вместе с Кристенсеном и Капелло.
Нынешний «Ле-Ман» интересен ещё и тем, что в нём прототипы «Ауди» и «Пежо» впервые будут представлены не только заводскими командами, но также частными конюшнями.
Второй экипаж «Четырёх колец» – полностью немецкий: Лукас Лур, Майк Роккенфеллер и Марко Вернер. А за рулём третьей Audi R15 поедут два француза, Алекс Према и Ромен Дюма, а также немец Тимо Бернхард. Последние двое – новобранцы команды.
Цвета «Пежо» будут отстаивать, француз Николя Минассян, португалец Педро Лами и австриец Кристиан Клин; французы Стефан Сарразен, Франк Монтаньи и Себастьен Бурдэ, а также испанец Марк Жене, австриец Алекс Вурц и австралиец Дэвид Брэбэм. Любопытно, что брат Дэвида — Джефф Брэбэм — выиграл в составе французской команды «Ле-Ман» 1993 года. Но что самое невероятное, первоначально Жан Тодт, тогдашний руководитель спортивного отделения «Пежо», хотел пригласить именно Дэвида, но по ошибке позвонил его брату! Вот такие бывают курьёзы…
Нынешний «Ле-Ман» интересен ещё и тем, что в нём прототипы «Ауди» и «Пежо» впервые будут представлены не только заводскими командами, но также частными конюшнями. Коллектив знаменитого в прошлом гонщика Анри Пескароло, четырежды побеждавшего в Ле-Мане, выставит на старт один «Пежо 908», а два автомобиля «Ауди R10» поведут в бой экипажи команды Колина Коллеса. Конечно, вряд ли частные конюшни смогут вмешаться в борьбу заводов, но свой вклад в расстановку сил они внести вполне могут…
А вот кто намерен вмешаться в сражение «Ауди» и «Пежо» за победу в «абсолюте», так это заводская команда «Астон Мартин», которая переходит в этом году из категории GT1 в главный класс – LMP1. Британская команда, которой руководит Дэвид Ричардс, выставит на старт три новых прототипа, построенных на базе шасси «Лола». Среди пилотов — три бывших гонщика Формулы-1: голландец Йос Ферстаппен, британец Энтони Дэвидсон и чех Томаш Энге. В команде «Астон Мартин», чьи машины раскрашены в знаменитые бирюзовые цвета нефтяной компании «Гальф», полны решимости бросить вызов признанным лидерам и побороться за первое место. Правда, стоит признать, что шансы британцев всё же невелики. Во-первых, их бюджет в разы уступает ресурсам «Ауди» и «Пежо», а во-вторых, даже несмотря на послабления в регламенте, бензиновые прототипы всё равно по-прежнему медленнее дизельных машин. Впрочем, в Ле-Мане может случиться всё что угодно… Кстати, свою единственную победу в абсолютном зачёте «24-х часов Ле-Мана» «Астон Мартин» одержал ровно полвека назад – в 1959 году.
В «младшем» классе прототипов LMP2, где выступают только частные команды, сразу несколько экипажей имеют приблизительно равные шансы на успех. Главными претендентами на первое место выглядят конюшни «Гох» и «Эссекс», которые выведут на старт «Порше RS Спайдер» (в прошлом году победа досталась экипажу именно этого автомобиля). В малочисленном классе GT1 безусловными фаворитами является заводская команда «Корвет», которая выступит двумя экипажами. Если не произойдёт неожиданностей, то они должны уверенно финишировать на двух первых местах в своём зачёте. Что касается категории GT2, то здесь нас ждёт традиционное противостояние «Феррари» и «Порше».
За рулём «Феррари» команды «Модена» будет выступать единственный российский участник нынешнего «Ле-Мана» – Роман Русинов.
По количеству итальянская марка вдвое опережает немецкую — машины «Феррари F430» выведут на старт десять экипажей против пяти на «Порше 997». Но перейдёт ли количество в качество?
Кстати, за рулём «Феррари» команды «Модена» будет выступать единственный российский участник нынешнего «Ле-Мана» – Роман Русинов. Интересно, что одним из напарников россиянина по экипажу будет британец Лео Мэнселл – сын чемпиона мира Формулы-1 1992 года Найджела Мэнселла. В гонке примут участие и ещё два гонщика со знаменитыми фамилиями – Бруно Сенна (племянник Айртона) и Николя Прост (сын Алена) поедут в категории LMP1 за команды ORECA и «Спиди Рейснг» соответственно.
Словом, «24 часа Ле-Мана» этого обещают стать самыми интересными за последние годы. Гонка стартует в субботу в 17.00 по московскому времени и финиширует ровно сутки спустя. Кто победит на этот раз?