Гонка в Нидерландах, четвёртая в нынешнем сезоне серии DTM, должна была стать лёгкой прогулкой для «Ауди». Пилоты ингольштадтского концерна выглядели явными фаворитами голландского этапа.
1. Гэри Паффетт (Великобритания, «Мерседес») – 24
2. Маттиас Экстрем (Швеция, «Ауди»’09) – 22
3. Бруно Спенглер (Канада, «Мерседес»’09) – 20
4. Тимо Шайдер (Германия, «Ауди»’09) – 17
5. Джейми Грин (Великобритания, «Мерседес»’08) – 14
6. Пол ди Реста (Великобритания, «Мерседес»’09) – 14
7. Том Кристенсен (Дания. «Ауди»’09) – 12
8. Оливер Джарвис (Великобритания, «Ауди»’08) – 12.
Мало того что трасса «Зандфоорт» с её скоростными поворотами идеально подходит машинам «Четырёх колец», славящимся своей аэродинамикой, так ещё вдобавок на этом этапе машины «Ауди» 2009 года оказались на 10 кг легче новых «Мерседесов», которые получили весовой балласт за успешное выступление на предыдущих двух этапах, завершившихся победами гонщиков штутгартской компании. Учитывая то, что последние два года «Ингольштадтский экспресс» занимал в Зандфоорте первые четыре позиции, казалось, подопечным Норберта Хауга у берегов Северного моря не на что и рассчитывать.
Но квалификация преподнесла сюрпризы. Лучшим из представителей главной команды «Ауди», «Абт Спортслайн», оказался Мартин Томчик, занявший лишь восьмое место. Его партнёры Маттиас Экстрём и Том Кристенсен расположились на девятой и десятой позициях, а действующий чемпион серии и лидер нынешнего первенства Тимо Шайдер оказался и вовсе только 11-м! Причинами провала пилотов на новых машинах «Ауди» стали переменчивая погода (по ходу сессии периодически накрапывал дождь) и нескоординированные действия команды. Сначала Кэтрин Легг, выступающая на прошлогодней машине конюшни «Абт», столкнулась на пит-лейне с Шайдером, затем она же помешала на быстром круге Экстрёму…
Правда, поул всё равно достался «Ауди» – Оливер Джарвис из конюшни «Феникс» стал первым пилотом в DTM, кому удалось выиграть квалификацию за рулём прошлогоднего автомобиля! В четвёртом сегменте квалификационных заездов бывший победитель Гран-при Макао сумел опередить двух гонщиков «Мерседеса», Гэри Паффетта и Бруно Спенглера, а также ещё одного пилота прошлогодней «Ауди» Майка Роккенфеллера из команды «Росберг». Такие неожиданные результаты квалификации обещали невероятно интересную гонку…
На старте Джарвису удалось сохранить лидерство, но после первого пит-стопа он не выдержал давления со стороны Паффетта, допустил небольшую ошибку и выпустил своего соотечественника вперёд. После этого британцу уже ничто не помешало довести дело до победного конца. Этот успех стал вторым для Паффетта в нынешнем сезоне и позволил Гэри выйти в лидеры чемпионата. Однако гонка запомнится не великолепной победой Паффетта, а неоднозначными действиями команды «Ауди» на финальных кругах дистанции.
Однако гонка запомнится не великолепной победой Паффетта, а неоднозначными действиями команды «Ауди» на финальных кругах дистанции.
После всех пит-стопов на второй и третьей позициях оказались пилоты команды «Феникс» на прошлогодних «Ауди» – Оливер Джарвис и Алекс Према. И лишь следом за ними на трассу после своей второй остановки вернулся Маттиас Экстрём – лучший из гонщиков, выступающих на новых машинах ингольштадтского завода. За 10 кругов до финиша швед уступал британцу и французу порядка пяти секунд. Но в этот момент темп пилотов команды «Феникс» резко упал – за шесть кругов до финиша Экстрём обгоняет Према, а на следующем опережает и Джарвиса.
Всё это напомнило события двухлетней давности, произошедшие здесь же, в Зандфоорте, когда Према перед самым финишем, повинуясь приказу из боксов, отдал победу Томчику. После той гонки «командная тактика» в серии DTM, как и в Формуле-1, была официальна запрещена. После финиша Вольфганг Ульрих, босс спортивного подразделения «Ауди», заявил, что резкое падение темпа Джарвиса и Према в конце дистанции связано с износом их шин.
В эту версию можно было бы поверить, учитывая то, что свои вторые пит-стопы пилоты «Феникса» провели на 14 (Джарвис) и 8 (Према) кругов раньше, чем Экстрём. При этом в конце гонки темп Према, заезжавшего в боксы позже своего напарника на шесть кругов, упал на три секунды по сравнению с его лучшим кругом по ходу дистанции, а у Джарвиса – всего на две. Но самое удивительное, что после того, как их обоих обогнал Экстрём, Оливер с Алексом вновь поехали быстрее! Вы когда-нибудь видели, чтобы состояние изношенных шин вдруг вновь резко улучшалось?
И ещё один любопытный факт: за 10 кругов до финиша радиообмен, обычно открытый для немецкого телевидения, между капитанским мостиком «Ауди» и автомобилями Джарвиса, Према и Экстрёма был заблокирован для общего доступа. «Нет никаких сомнений, что „Ауди“ применили „командную тактику“, – считает бывший чемпион DTM, а ныне эксперт немецкого телевидения Мануэль Ройтер.
Спустя три с половиной часа после финиша гонки судьи дисквалифицировали четырёх гонщиков „Ауди“: Алекса Према, финишировавшего четвёртым, Маркуса Винкельхока, занявшего шестое место, Тимо Шайдера, получившего отмашку клетчатым флагом восьмым, и Христиана Баккеруда, замкнувшего пелотон на 15-й строчке. Как выяснилось, Према и Шайдер пришли на обязательное после финиша взвешивание с большим опозданием (француз оправдывался, что его задержали журналисты), а Баккеруд вообще забыл явиться на эту процедуру. Что касается Винкельхока, то его сняли за слишком малое количество топлива в баках его машины – там осталось меньше положенного регламентом одного килограмма.
Таким образом, на четвёртую позицию переместился Мартин Томчик, на пятую – Бруно Спенглер, шестую занял Пол ди Реста, седьмую – Маро Энгель, а восьмую – Том Кристенсен. Но и эти результаты ещё могут претерпеть изменения.
В этот момент темп пилотов команды „Феникс“ резко упал – за шесть кругов до финиша Экстрём обгоняет Према, а на следующем опережает и Джарвиса.
После финиша представители DMSB (Немецкого автоспортивного союза) объявили, что будут изучать радиопереговоры и телеметрию машин Экстрёма, Джарвиса и Према – и пока этого не будет сделано, результаты гонки являются предварительными. Вердикт комиссии будет вынесен не раньше среды. Если судьи установят использование „командной тактики“, то подопечных Вольфганга Ульриха может ждать суровое наказание…
Впрочем, доказать это будет непросто, несмотря на, казалось бы, всю очевидность ситуации. Ведь правилами запрещены только влияющие на исход соревнования приказы из боксов. А как доказать, что приказы были? В радиопереговорах „Ауди“ наверняка использовались кодовые слова, а падение своего темпа Джарвис и Према могут объяснить разными причинами. Например, тем, что они добровольно решили пропустить претендующего на титул Экстрёма – это регламентом не возбраняется (кстати, именно так по ходу гонки поступил Томчик, о чём в открытую и признался).
Как бы то ни было, но Вольфганг Ульрих и его команда добавили большую ложку дегтя в бочонок мёда, изрядно подпортив впечатление болельщикам от интересной гонки…