В принципе вряд ли кто-то по-настоящему удивился незамедлительному уходу «Тойоты», подтверждённому утром в среду по московскому времени. После решения «Хонды» покинуть Ф-1 все начали подозрительно
После решения «Хонды» покинуть Ф-1 все начали подозрительно посматривать именно в сторону второй японской конюшни, пусть оттуда и доносились опровержения в стиле: «А что мы? Мы никуда не собираемся».
посматривать именно в сторону второй японской конюшни, пусть оттуда и доносились опровержения в стиле: «А что мы? Мы никуда не собираемся». И ведь вроде и правда не собирались – иначе как ещё можно объяснить подписание Договора согласия, по которому «Тойота» гарантировала пребывание в чемпионате до 2012 года (теперь, кстати, придётся платить крупный штраф)?
Да, продолжали ходить разговоры о том, что бюджет на сезон-2010 будет утверждён советом директоров только в ноябре, но Джон Хауэтт ювелирно отражал все подозрения, признавая, что финансовое содержание могут урезать, однако будущему в Ф-1 ничто не угрожает. Переговоры с Кими Райкконеном подтверждали, что «Тойота» намерена остаться, ведь заигрывания с финном как бы доказывали, что деньги у японцев есть. И вот – такой резкий уход.
Думается, говорить об исключительно финансовой подоплёке японского демарша не стоит, скорее речь идёт о постепенно копившейся усталости «Тойоты» от собственных формулических достижений.
Безусловно, сыграли свою роль низкие результаты команды. Придя в Ф-1 ещё в 2002 году, «Тойота» ни одного сезона не провела в роли топ-команды, хотя каждый раз на презентации нового болида повторяла мантру о готовности сделать шаг вперёд и одержать-таки злосчастную победу. Японцы перебрали нескольких талантливых конструкторов (в частности можно упомянутьГустава Брюннера и Майка Гаскойна), платили бешеные деньги пилотам (в выборе которых до последнего времени не проявляли разборчивости), но никак не могли добиться успеха.
Казалось, что сезон-2009 станет долгожданным шагом вперёд: «Тойота» оказалась в числе конюшен, с самого начала взявших на вооружение двойной диффузор, сам болид TF109 получился довольно быстрым, да и пара пилотов Трулли-Глок была
В самой «Тойоте» в последний момент поняли, что спасение лежит именно в привлечении гонщиков топ-уровня — недаром оба нынешних пилота фактически получили расчёт ещё до финиша сезона, а Хауэтт пробовал договориться с Райкконеном и Кубицей.
вполне достойной (хуже ли она дуэта Баррикелло-Баттон? Совсем не уверен в этом). Однако на выходе вновь ни одной победы и куча упущенных возможностей… «Тойота» не сумела реализовать потенциал и проиграла гонку развития машин, взяв определённый реванш лишь в самом конце чемпионата.
А ведь Хауэтт перед сезоном говорил, что только победа в гонке гарантирует команде безоблачное будущее в Ф-1… В принципе даже можно понять жёсткие высказывания президента «Тойоты» в адрес собственных гонщиков: у Трулли есть неприятное свойство проваливаться после геройских квалификаций, а Глок, напротив, обычно терпел крах именно в субботу, после чего уже не имел шансов побороться за самые высокие результаты.
Если не путаю, то Берни Экклстоун недавно сказал замечательную фразу: «Флавио Бриаторе мог бы никогда не узнать, что на его машине можно выиграть титул, если бы за рулём было два Джанкарло Физикеллы». Опустим тему Физикеллы, чьи фанаты наверняка не согласятся с Берни, но в принципе эту фразу запросто можно спроецировать на «Тойоту» — думается,Алонсо, Хэмилтон или Райкконен в этом сезоне хотя бы одну победу за рулём TF109 одержали бы…
Похоже, что и в самой «Тойоте» в последний момент поняли, что спасение лежит именно в привлечении гонщиков топ-уровня — недаром оба нынешних пилота фактически получили расчёт ещё до финиша сезона, а Хауэтт пробовал договориться с Райкконеном и Кубицей. Не стоит исключать, что если бы финна удалось соблазнить японскими миллионами, совет директоров мог бы и дать зелёный свет на продолжение эпопеи. Но на деле у «Тойоты» выходил дуэтКовалайнен-Кобаяси, а при всей симпатии к шустрому японцу и «прекрасному командному игроку» Хейкки такая пара невольно заставляет вспоминать поговорку про шило и мыло. Не чемпионский, одним словом, дуэт, а значит, и аргумент скорее против дальнейшего участия.
Слабые результаты, неумение реализовать потенциал и воспользоваться огромным бюджетом, средние пилоты — все эти факторы, наложенные на бедственное положение японского концерна, сыграли свою роль. Плюс к этому уход «Хонды» лишил «Тойоту» главного конкурента, ведь именно японские коллеги в своё время сподвигли концерн из города Тоёта к вступлению в Ф-1. Теперь круг замкнулся – бегство «Хонды» спровоцировало уход традиционных соперников по рынку. Есть поговорка, что ужасный конец лучше бесконечного ужаса. В случае с «Тойотой» мы увидели и то, и другое…
Слабые результаты, неумение реализовать потенциал и воспользоваться огромным бюджетом, средние пилоты — все эти факторы, наложенные на бедственное положение японского концерна, сыграли свою роль.
Судя по последней информации, концерн не собирается никому продавать команду, намереваясь перепрофилировать завод в Кёльне и, возможно, перейти в более дешёвые гоночные серии. Таким образом, 13-я вакансия в Ф-1 практически гарантированно освободится и будет отдана «Зауберу». Осталось дождаться официального заявления FIA, после которого из Хинвилла в Кёльн мысленно полетят благодарственные телеграммы.
Уход «Тойоты» — печальные новости для Ковалайнена и Кобаяси. Первому в свете практически свершившегося ухода из «Макларена» светит разве что «Манор», ну а шутки Камуи про работу в суши-ресторане отца могут стать грустной реальностью, хотя скорее всего Кобаяси пока переберётся в одну из младших гоночных серий и будет искать поддержку спонсоров.
Ну и лишний раз похвалим Макса Мосли за прозорливость: президент FIA не уставал твердить, что Формула-1 не имеет права зависеть от автопроизводителей. Мосли пытались травить, над ним смеялись, его считали, мягко говоря, не совсем умным человеком, но только за последний год Ф-1 лишилась трёх автогигантов, а могла запросто потерять и «Рено». Вот вам и ответ, кто же был прав во время весенне-летних споров-2009…