Продолжаем обсуждать шансы ряда ключевых команд в грядущем сезоне. Параноидальный сценарий для “Мерседеса” уже прокомментирован, теперь настало время обратить внимание на “Феррари” – для “Скудерии” и некоторых её сотрудников сезон 2010 года станет знаковым.
В 2009 году болиды “Феррари” проигрывали “Браун”, но на политической арене “Скудерия” доминировала.
Когда в прошлом сезоне военные действия между FOTA и FIA достигли апогея, Лука ди Монтеземоло, президент “Феррари”, был совсем не прочь активно спекулировать на тему особой исторической значимости “Скудерии”, которая никем, к слову, и не оспаривалась. Каким бы мифическим ни представлялся альтернативный чемпионат ренегатов-отщепенцев из FOTA, “Феррари” играла в нём роль движущей силы, подчёркивая таким образом своё право на высокомерие в общении с Мосли и FIA.
Лука ди Монтеземоло даже использовал популистский манёвр, торжественно посетив гонку в Ле-Мане. Путешествие должно было продемонстрировать общественности и лично Максу Мосли, что в случае окончательного разрыва отношений королевой автоспорта, вершиной технической мысли и любимым занятием “Феррари” может быть объявлена какая угодно серия – к примеру, Ле-Ман.
Политическое противостояние удалось решить в пользу FOTA – Лука ди Монтеземоло смог дожать своего главного соперника и сделал всё, чтобы Макс Мосли ушёл далеко не с почестями. Экс-президент FIA, как известно, в один момент настолько обиделся на слова своего визави из FOTA, что пригрозил отменой запланированной отставки – выглядело это политическими конвульсиями. Правда, к концу года старая добрая FOTA почти развалилась – “БМВ” и “Тойота” объявили об уходе из Формулы-1, Флавио Бриаторе был с позором изгнан из паддока (и в судебном порядке смог доказать, что это стало личной местью Мосли).
На разного рода частников рассчитывать не приходилось: они и раньше с удовольствием разворачивали паруса в ту сторону, откуда дуло дополнительным финансированием – пусть и в ущерб собственным соратникам. Но в политических баталиях, от которых в прошлом году захватывало дух не хуже, чем от многочисленных аварий Нельсона Пике-младшего, FOTA, “Феррари” и ди Монтеземоло одержали победу.
Политическое ружьё команда ди Монтеземоло может смело вешать на стену. Но на повестке дня остаётся главный вопрос сезона-2010: сможет ли “Скудерия” выступить на спортивном фронте столь же успешно, как и на политическом?
Вопрос оправдан. Как вы могли заметить, “Скудерия” по-прежнему переживает период трансформации. Шумахер и Браун покинули Маранелло в 2006 году (чтобы, по иронии судьбы, очутиться в 2010-м вместе в команде-конкуренте “Мерседесе”), Жан Тодт, всяческим образом сокрушив своего основного оппонента – “Макларен” – в шпионском скандале, окончательно сложил полномочия босса команды 1 января 2008 года.
“Феррари” получила возможность провести спокойное межсезонье – оправданий для Стефано Доменикали не осталось.
С того момента все бразды правления находятся в руках Стефано Доменикали, а Альдо Коста контролирует техническую сторону. Один из последних ветеранов – Лука Бальдиссери, который в поздние годы выступлений Шумахера с гордостью демонстрировался в качестве “стратега” команды новой волны – дескать, не Брауном единым, – в 2009-м был смещён с командного мостика на завод в Маранелло.
Впрочем, нельзя не отметить, что после сезона 2006 года – последнего года работы “дрим-тим” — “Скудерия” смогла завоевать два Кубка Конструкторов и чемпионский титул Кими Райкконена. Но победы были добыты далеко не в убедительной манере. Кубок 2007 года формально был разыгран не на трассе, а в копировальном центре недалеко от штаб-квартиры “Макларена”. Из-за неразрешимых противоречий Алонсо и Хэмилтона (а также из-за грубой ошибки англичанина в Китае и странного поведения его КПП в Бразилии) титул чемпиона мира того сезона команда “Макларен” проиграла (по мнению некоторых – бездарно). По ходу сезона-2008 Масса и Хэмилтон соревновались не только в количестве побед, но и в количестве ошибок. И в итоге титул – с минимальным преимуществом – остался за англичанином. Правда, для “Скудерии” утешением стал Кубок Конструкторов, завоёванный по праву и безо всяких скидок на неубедительность.
В сезоне-2009 победные кондиции “Феррари” – пусть и не высочайшего качества – окончательно улетучились. “Скудерию” спасло лишь то, что самый главный соперник – “Макларен” – отчаянно пробуксовывал и очнулся примерно в одно и то же время с Кими Райкконеном. Фелипе Масса, увы, не смог доездить до конца сезона. Впрочем, у “Феррари” было оправдание, по крайней мере, моральное: новый регламент (с волнующими “Брауна”, “Вильямс” и “Тойоту” серыми зонами), команда Росса Брауна (которая начала создание болида задолго до конкурентов) и синхронный провал “Макларена” (как и в Маранелло, в Уокинге щедро пожали плоды соперничества до последнего поворота в предыдущем сезоне).
В 2010-м эмоциональные итальянские проклятия, направленные против двойного диффузора, работать не будут. Стефано Доменикали и Альдо Коста получили возможность полноценно подготовиться к сезону. Оправданий больше не осталось. Меж тем соперники “Скудерии” не дремлют. В сезоне-2010 помимо прогнозируемой стычки с “Маклареном” (где трудоустроены аж два чемпиона мира) “Феррари” поджидает ещё одна опасность. Усилиями Норберта Хауга под знамёнами “Мерседеса” объединились Росс Браун и Михаэль Шумахер – куда более опасные соперники. И если “Скудерия” вновь не будет блистать в первых нескольких гонках, общественность в Формуле-1 получит прекрасную возможность негодовать.
Старая гвардия “Феррари” — Шумахер и Браун – объединилась против “Скудерии”. Сценарий, немыслимый для сезона 2006 года.
Стефано Доменикали и Альдо Коста должны доказать: “Феррари” способна побеждать и без былых героев. Малейший успех “Мерседес” на фоне просчётов “Скудерии” заставит итальянские газеты (за исключением разве что La Stampa, принадлежащей «ФИАТу») вполне резонно вопрошать: а какова была первоначальная причина ухода Росса Брауна и Михаэля Шумахера из “Феррари”? В то, что «Скудерия» просто физически не могла трудоустроить Шумахера в качестве боевого пилота, ещё можно поверить: о переходе Алонсо говорилось уже давно, а отказать бедняге Массе было невозможно. Но объяснить критикам, почему «Феррари» возглавляет Доменикали, а не Браун, который недвусмысленно намекал на свое желание занять место Тодта, будет сложно.
Так что, дамы и господа, сомнений не осталось: перед сезоном 2010 года Доменикали, имеющий в распоряжении прекрасные таланты Алонсо и Массы, мотивирован на 100 %. Если в грядущем сезоне “Ферарри” выступит объективно плохо, автоспортивная карьера Стефано может резко потерять былой динамизм.