Показать ещё Все новости
В Формуле-1 поневоле
Александр Стельмах
В Формуле-1 поневоле
Комментарии
Петер Заубер и рад бы предаться пенсионерскому отдыху на пасторальных просторах родной Швейцарии, но долг зовёт: его бывшая команда не может быть брошена. Анализируем положение в Хинвиле.

С самого начала весьма увлекательного процесса подбора новых команд FIA стало понятно, что не все новички будут одинаково сильны, и это несмотря на бравурные марши и ура-патриотические заявления (с патриотизмом переборщили, разумеется, в USF1). Накачанный малайскими деньгами «Лотус» и тесно связанная с империей Ричарда Брэнсона «Вирджин» выглядят здоровяками, которым вполне по силу сразиться с некоторыми старыми командами – почему бы и не с «Торо Россо», вынужденной в сезоне-2010 строить собственный болид. Про новые команды мы поговорим как-нибудь в следующий раз – тем более что процесс пока продолжается и каждый день приносит нам удивительные новости.

Петер Заубер был недоволен продажей команды «Квадбаку», а в итоге получил бывшую собственность в своё пользование.

А вот Петеру Зауберу – в пустоватом ультра-современном комплексе в Хинвиле – сейчас не до смеха. 66-летний швейцарец был оторван от размеренного покуривания сигар и изысканной обязанности развлекать корпоративных VIP-гостей «БМВ» с одной лишь целью: спасти персонал «Заубера». Многие верные сотрудники – особенно инженеры и механики – находятся в команде ещё с тех времён, когда она выступала в чемпионате спортпрототипов, и Заубер не мог оставить их на произвол судьбы. Автогонки в Швейцарии запрещены, страна не обладает автоспортивным производством, это в Британии уволенным устроиться гораздо легче. Тем более для смены команды сейчас не самое подходящее время: штаты сокращают все.

Петер Заубер стал владельцем гоночного коллектива не от хорошей жизни, «БМВ» первоначально выбрала не его — Петеру команда перешла из-за странного бездействия инвестиционной компании «Квадбак». Последняя после некоторого интереса так и не предприняла реальных действий по покупке «Заубера», а после фактически исчезла с инвестиционного горизонта, продав футбольный клуб «Ноттс Каунти».

У команды Петера есть проблема – исторически она не могла выжить без патронажа крупного партнёра. Старая версия комплекса в Хинвиле была частично построена на деньги «Мерседес»; после скоропостижного развода с вотчиной Норберта Хауга в середине 90-х Петер Заубер был вынужден продать крупный пакет акций Дитриху Матешицу и Фрицу Кайзеру, которые контролировали большую часть доли команды, хотя оперативное руководство и оставалось за швейцарцем.

После того как Заубер и Матешиц поссорились из-за нежелания сажать в кокпит Энрике Бернольди (Петер настаивал на Кими Райкконене и, в ретроспективе, мягко говоря, был прав), доля Матешица и Кайзера была продана банку «Креди Суисс», а затем на арену вышла компания «БМВ». Все годы «независимости» Петер без зазрения совести говорил о том, что «Заубер» не выживет без помощи крупного автоспортивного гиганта.

«Зауберу» не выжить без крупного партнёра – а где его взять-то в кризис?

Когда в Хинвиле строили аэродинамическую трубу, ожидалось, что таким гигантом станет «Фольксваген», но в итоге на небольшую, но гордую швейцарскую команду обратил внимание Марио Тайссен и «БМВ».

Разумеется, сейчас Петер Заубер преуспел в сокращении штатов – после отъезда всех сотрудников «БМВ» их ряды поредели автоматически – и готов вложиться в дивную по меркам Формулы-1 сумму бюджета (по слухам около € 50-60 млн). Но главных спонсоров нет – «Петронас», на который Заубер рассчитывал, перешёл под знамена «Мерседеса». Новая команда смогла дать амбициозной малайской компании доступ к технологиям одного из лидирующих автопроизводителей. Кроме того, у солнечной Малайзии сейчас есть «Лотус», который однозначно будет высасывать все спонсорские ресурсы из этой страны – если они, конечно, появятся.

Текущий экономический климат, мягко говоря, совсем не располагает к поиску крупного партнёра. Контракты в Формуле-1 долгосрочны – в экономические передряги автоспорт вваливается с опозданием как минимум в год. Несмотря на то что Великая рецессия в некоторых странах формально отгремела и инвесторы показывают сдержанный энтузиазм, Формуле-1 рано расслабляться — всех потенциальных спонсоров приходится брать штурмом.

Ситуация осложняется тем, что помимо Петера Заубера штурмом спонсоров и платежеспособных пилотов (а пресловутые «рента-драйверы» переживут ренессанс в этом сезоне) берут ещё несколько команд – это коллективы «Кампос» и USF1 и даже пресловутый «Штефан». Последний — с молчаливого согласия Экклстоуна – ведёт себя как полноправный преемник «Тойоты», получив, по данным Джо Савара, доступ к автомобилю, которому суждено было стать орудием сражения японского концерна в 2010-м.

В топ-менеджменте новой команды всё новые лица – кроме Рампфа широкой публике неизвестен никто.

Выбор руководящего состава для новой команды Заубера демонстрирует, что особого пространства для кадрового манёвра у швейцарца нет. Техническим директором вновь стал бессменный Вилли Рампф, который ещё несколько сезонов назад недвусмысленно заявлял о своем желании снизить нагрузку. За маркетинг ответит Алекс Заубер — персонаж, в успешном привлечении спонсоров ранее не замеченный.

Новым управляющим директором команды оказалась Мониша Кальтенборн-Наранг, бывшая главный юрист. Опыта практического руководства гоночной командой – как и вообще какой-либо компанией – у первой дамы на столь высоком посту в Формуле-1 нет. Рискуя быть обвинённым в неприкрытом мужском шовинизме, нельзя не отметить, что представительниц прекрасного пола на руководящих позициях Формулы-1 было не так и много. Одной из последних стала разве что Антония Терци из «Уильямс». Однако она получила порцию критики за пресловутый моржовый нос болида FW26 и ныне трудоустроена в Делфтском технологическом университете. Как нетрудно заметить, далековато от Формулы-1.

Впрочем, вернёмся к «Зауберу». Сражение Петер продолжает – в качестве первого пилота в команде будет выступать Камуи Кобаяси (поговаривают, что не обошлось без финансового приданого от развалившейся «Тойоты»), а второй пилот не объявлен до сих пор. Пока, по слухам, им должен стать Педро де да Роса, но если вдруг за «Заубер» поедет какой-нибудь рента-драйвер, пожалуйста, не удивляйтесь.

Комментарии