К организации ралли вновь, как и год назад, есть вопросы, хотя всё же стоит признать, что в A.S.O. поработали над ошибками и на этот раз маршрут проработали лучше. Тем не менее ралли началось с постоянных сокращений дистанций спецучастков – из-за сильных дождей, прошедших над Аргентиной в начале января, некоторые отрезки маршрута превратились в непроходимое месиво. К счастью, до отмены этапов дело на сей раз не дошло…
Внедорожник «Боулер» немецкого экипажа вылетел в толпу зрителей, сбив насмерть 28-летнюю женщину. Она стала 57-й жертвой «Дакара» за всю 31-летнюю историю проведения этой гонки.
К сожалению, первый же соревновательный день «Дакара-2010» принёс трагическую весть: внедорожник «Боулер» немецкого экипажа вылетел в толпу зрителей, сбив насмерть 28-летнюю женщину. Она стала 57-й жертвой «Дакара» за всю 31-летнюю историю проведения этой гонки (из них 23 – зрители). Ещё четыре человека получили травмы. В официальном коммюнике организаторы заявили, что публика находилась в непредназначенном для просмотра гонки месте. Но тут же резонно возникает вопрос: а почему устроители допустили туда людей? Ведь этот этап проходил не где-нибудь в пустыне, а по просёлочным дорогам…
Лишь чудом удалось избежать жертв в ещё одном инциденте: во время третьего этапа неподалёку от города Фиамбалы потерпел крушение небольшой вертолёт «Робинсон 44» с журналистами на борту. К счастью, два пилота и два репортёра отделались незначительными травмами…
Не обошлось без травм и среди самих участников «Дакара». Наиболее серьёзно пострадал итальянский мотогонщик Лука Манка. Он впервые участвовал на «Дакаре», но ехал очень сильно – после первых четырёх этапов Лука шёл четвёртым в общем зачёте. Однако на следующем спецучастке он потерял время, помогая лидеру своей команды Марку Коме заменить колесо, и откатился на девятую строчку. А на шестом этапе Манка не справился с управлением своего KTM, упал и получил серьёзную травму головы. Несколько дней итальянский мотогонщик находился в состоянии искусственной комы, но сейчас, к счастью, жизни спортсмена уже ничего не угрожает. Хотя бы без жертв среди непосредственно участников гонки на этот раз обошлось…
В зачёте мотоциклов победу – уже третью в своей карьере – одержал французский гонщик Сириль Депре на KTM. Причём для австрийской марки это девятый подряд триумф на «Дакаре»! Однако он может стать и последним – со следующего года максимальный объём двигателей мотоциклов будет ограничен 450 куб. см, а значит 690-кубовые KTM окажутся вне закона. В принципе, в линейке австрийской фирмы есть и машины с меньшей кубатурой, но будет ли использоваться эта техника на «Дакаре», пока неясно.
Сайнс принёс Испании первую победу в зачёте внедорожников, хотя стоит отметить, что гонщики из этой страны уже добивались подобных успехов на «Дакаре», но в мотоциклетной категории.
Заводская команда KTM уже в этом году, недовольная новым регламентом, официально покинула «Дакар». Традиционные лидеры австрийцев – француз Сириль Депре и испанец Марк Кома – номинально выступали на прошедшем марафоне в составе частных команд, хотя на деле имели полную заводскую поддержку. Поэтому даже воздушные рестрикторы, установленные на мотоциклы KTM, чтобы несколько снизить их мощность, не помешали этой марке в очередной раз одержать уверенную победу.
Поначалу конкуренцию кэтээмовцам оказывал француз Давид Касто, выступавший за рулём нового мотоцикла «Шерко». Некоторое время он даже возглавлял общий зачёт, но на пятом этапе упал и сломал ногу… После этого Депре и Кома уверенно повели гонку. В споре между ними всё решилось перед днём отдыха, когда испанца наказали шестичасовым штрафом за незаконную смену колеса во время спецучастка.
Этот штраф лишил испанца шансов на победу, а организаторов в очередной раз заподозрили в фаворитизме. Ведь после этого у Депре уже не осталось реальных конкурентов, и он уверенно довёл дело до победного финиша. «Дакар» — это французская гонка, и организаторы ралли всегда были более благосклонны к своим соотечественникам. Конечно, нарушение со стороны Комы и его команды было – здесь сомнений нет. Но вопрос в другом: стали бы судьи так же наказывать того же Депре, если бы он был замечен с подобной провинностью? Тем более что запись злополучного инцидента предоставило организаторам именно французское телевидение. Стали бы они доносить на своего соотечественника?
На второе место к финишу гонки пробился норвежец Пол-Андерс Уллевальсетер, также выступавший на KTM 690 – для него это лучшее достижение за всё время выступлений на «Дакаре». Но, пожалуй, главной неожиданностью можно назвать бронзу чилийца Франциско Лопеса Контардо на 450-кубовом мотоцикле «Априлия» — итальянская марка, вернувшаяся на «Дакар» после значительного перерыва, сразу смогла финишировать в тройке призёров. Причём второму месту Уллевальсетера Лопес Контардо уступил всего семь минут. А вот Депре оба проиграли более часа – притом, что вторую половину дистанции француз провёл аккуратно, не рискуя понапрасну.
Но если в зачёте мотоциклов всё было очевидно уже в середине гонки, то среди внедорожников борьба за победу между Карлосом Сайнсом и его партнёром по команде «Фольксваген» Нассером Аль-Аттийя кипела до самого последнего спецучастка. Катарец, который одно время проигрывал Матадору в общем зачёте 10 минут, к финальному дню соревнований сумел сократить своё отставание до менее чем трёх минут. На предпоследнем этапе их сражение достигло апогея – два пилота умудрились даже столкнуться друг с другом, после чего последовало выяснение отношений на финише спецучастка. Такого внутрикомандного противоборства не было, пожалуй, со времён выступлений на «Дакаре» «Пежо» и «Ситроена».
На заключительном спецучастке Аль-Аттийя выложился по максимуму, показал лучшее время, но этого оказалось недостаточно — Сайнс уступил всего полминуты и в итоге с перевесом в чуть более чем две минуты стал победителем «Дакара-2010»! Это первая победа Сайнса на знаменитом марафоне. Он мог бы выиграть его ещё год назад, но тогда, лидируя, он из-за ошибки в стенограмме вылетел с дороги и разбил свой внедорожник. На этот раз Карлос уверенно довёл дело до победного финиша. Сайнс принёс Испании первую победу в зачёте внедорожников, хотя стоит отметить, что гонщики из этой страны уже добивались подобных успехов на «Дакаре», но в мотоциклетной категории.
Что касается заводской команды «Фольксваген», то для неё это второй подряд триумф на этом ралли-марафоне — год назад победу ей принёс Жинель де Вилльерс (на этот раз южноафриканец из-за поломки мотора финишировал только седьмым). В общей сложности это уже третий успех машин этой марки — первая победа была одержана на вольфсбургском автомобиле ровно 30 лет назад, в 1980-м. Тогда первым к финишу пришёл экипаж шведа Фредди Коттулински на практически серийном автомобиле «Фольксваген Илтис».
На этот раз прототипы «Фольксваген Рейс Туарег 2» финишировали на первых трёх местах. Триумф немецкой команды дополнил американец Марк Миллер, финишировавший третьим. Четвёртым гонку закончил Стефан Петерансель на BMW X3 CC полузаводской команды «Икс-Рейд» — француз проиграл победителю чуть более двух часов. Как знать, если бы не поломка трансмиссии в первой половине ралли, стоившая девятикратному триумфатору «Дакара» как раз пары часов, то он, вполне возможно, смог бы вмешаться в спор за победу с Сайнсом и Аль-Аттийёй…
Из пяти российских пилотов, вышедших на старт «Дакара-2010» в зачёте внедорожников, до финиша сумели добраться только двое. Лучшим из них стал Леонид Новицкий на BMW команды «Икс-Рейд», занявший 11-е место – цель попасть в десятку сильнейших на этот раз москвичу не покорилась. А Ярослав Соловьёв на багги SMG российской конюшни «Нарт Тайм» стал 22-м, что можно назвать вполне достойным результатом.
В зачёте грузовиков гонка прошла под диктовку команды «КАМАЗ-Мастер», у которой на этом «Дакаре» не оказалось достойных соперников. В итоге камазовцы выиграли все 14 этапов ралли: девять побед в свой актив записалВладимир Чагин, четыре — Фирдаус Кабиров, а на последнем спецучастке впервые в своей карьере отличился Ильгизар Мардеев. Тем не менее оккупировать всю призовую тройку дружине из Набережных Челнов не удалось — из-за поломки мотора и штрафа Мардеев финишировал только пятым.
Ну а победу одержал Чагин, для которого она стала уже шестой на «Дакаре», но первой с 2006 года. Это позволило ему сравняться с рекордом чеха Карела Лопрайса. Вдобавок россиянин вышел в единоличные лидеры по числу побед на спецучастках «Дакара»,
Пустынные этапы «Дакара», которые всегда были визитной карточкой гонки, не показались таким сложными, как во времена, когда ралли проходило через Сахару.
опередивСтефана Петеранселя – впрочем, нужно честно признать, что французу приходилось завоёвывать их на этом марафоне в более напряжённой борьбе… А вот рекорд Пьера Лартига по числу выигранных этапов на одном «Дакаре» Чагину не покорился – не хватило всего ещё одной победы…
Итак, челнинские грузовики вновь – уже девятый раз в истории – стали победителями в зачётной категории, где их соперниками в этом году в большинстве своём были частники-любители и машины технического сопровождения. Какова цена такого триумфа? Это пусть каждый для себя определит сам.
В общей сложности до финиша добрались 187 участников (88 мотоциклистов, 14 спортсменов на квадроциклах, 57 экипажей на внедорожниках и 28 – на грузовиках) из 362, вышедших на старт. Таким образом, из гонки выбыла почти половина машин. Причём большая часть отсеялась уже по ходу первой половины маршрута – ещё до этапов в пустыне. Это значит, что организаторы в очередной раз постарались сделать максимально «убойным» первый отрезок гонки, чтобы отсеять малоподготовленных участников и снизить затраты на их содержание на бивуаках…
Пустынные же этапы «Дакара», которые всегда были визитной карточкой гонки, не показались таким сложными, как во времена, когда ралли проходило через Сахару. Осталось ощущение, что это был какой-то ненастоящий «Дакар». Поэтому остаётся только надеяться, что в следующем году марафон снова вернётся в Африку…
Задать Сергею Беднаруку все интересующие вас вопросы на тему автомотоспорта вы можете в его конференции Team Radio.