Формула-1 вступает в череду волнительных событий – набирает обороты период предсезонных презентаций и тестов. Вялое течение января ближе к его концу было прервано знаменательной новостью – Виталий Петров стал пилотом «Рено». Разумеется, это большой праздник для всех российских болельщиков – и многих фанатов из бывшего СССР, которым чужды политические пристрастия к обязательной национальной самоидентификации. При этом, конечно, было бы очень здорово, если бы первый российский пилот оказался гораздо успешнее номинальной первой российской команды – «Мидланд».
С Петровым вели переговоры несколько команд, но найти спонсоров это не помогло.
Вне всяких сомнений, Виталию будет невероятно сложно. И не просто потому что Формула-1 несравнима с GP2. И дело даже не о том, что сейчас к Виталию будет приковано пристальное внимание хладнокровной автоспортивной прессы, на умение которой заставлять болельщиков смотреть на события совершенно под другим углом недавно пенял Рон Деннис.
После подписания его контракта с «Рено» стало известно, что за Петровым, собственно говоря, нет никаких крупных спонсоров. Если верить самому Виталию, мечта Адриана Кампоса, который, как казалось, одно время строил на перспективах приглашения Петрова в Формулу-1 всю свою модель получения денег, не подтвердилась.
Отдельные эксперты в Формуле-1 смешали желаемое с действительным, считая миллионы в закромах россиянина, а у новых команд действительно сложилось настолько отчаянное положение, что они были готовы верить самым разнузданным слухам. Никакого «Газпрома» и «Сбербанка» в обойме Виталия не оказалось – либо их спонсорская поддержка была настолько тайной, что команда «Рено» решила даже не помещать их логотипы на болид. Восхождение Виталия к вершине стало результатом личного энтузиазма и кропотливой работы менеджмента, за что все участники этого проекта заслуживают всяческого уважения.
Душераздирающее признание Оксаны Косаченко, которое она дала «Спорт-экспрессу», свидетельствует: чтобы оплатить место в «Рено», отец Виталия был вынужден взять кредит. В наше время весьма своеобразного поведения банковского сектора кредитные ресурсы совсем недёшевы, и решение выглядит невероятно рискованным. К тому же, как заявила та же госпожа Косаченко, 90 % переговоров о спонсорстве ведутся с иностранными компаниями — для них Петров всего лишь один из многих других молодых гонщиков. Тем более когда целые команды – вроде «Заубера» – показывают болиды без малейшего признака платной рекламы, поиск денег в Европе почти безнадёжен.
Так что Виталию и всем членам его команды менеджеров, судя по всему, обеспечено максимально быстрое вхождение в клуб пираний: Петрову необходимо искать новых спонсоров, а лучший инструмент для этого – выдающиеся результаты на трассе. Ситуация осложняется тем, что партнёром Виталия выступает Роберт Кубица, который превращается в непримиримого соперника на трассе.
Иными словами, тёплого дружеского приёма для новичка Формулы-1 не предвидится.
Есть, впрочем, и позитивные моменты.
В отличие от «национальных проектов» недавних лет – вроде Алекса Йонга из Малайзии или Жолта Баумгартнера из Венгрии – Петров может со спокойной совестью говорить о том, что попал в Формулу-1 благодаря своему таланту, а не благодаря спонсорам. Многие известные победители Гран-при начинали выступление в Формуле-1 на свои деньги – Герхард Бергер в мемуарах особенно выделил момент, когда ему впервые не пришлось платить за гонки, для него он оказался весьма символичным.
История российского парня из Выборга, который смог добраться до Формулы-1, гораздо более пронзительна, чем абсолютное большинство подобных «поднимающих с колен» мотивационных сюжетов. Кроме того, впервые за карьеру Виталий может монетизировать свой статус: продажа разнообразной символики вполне может оказаться источником выручки.
Внимание к прессе и уважение болельщиков – краеугольные камни успешной карьеры Виталия.
Абсолютным приоритетом должно стать общение с российской прессой – как автоспортивной, так и мейнстримовой. В команде Виталия просто обязан быть человек, который будет отвечать за связи с общественностью. На соответствующую службу «Рено» рассчитывать не стоит – в лучшем случае она будет обеспечивать Виталию симметричное Кубице внимание.
В настоящее время, к слову, официальный сайт Виталия закрыт на реконструкцию – не самое удачное решение в момент, когда всё внимание мировой общественности обращено на пилота. Не стоит игнорировать и фанатов, которых неминуемо станет больше. Упорядочить процесс «боления» за Виталия поможет централизованный фан-клуб, наличие которого не только станет прекрасным психологическим подспорьем первому российскому гонщику, но и возможностью распространения фирменной фанатской символики.
Впрочем, раз уж менеджмент Петрова вывел российского гонщика в Формулу-1, об этих аспектах он, скорее всего, уже давно задумался.
Из топ-команды «Рено» превратилась в коллектив, где деньги пилотов нелишние.
И ещё одно наблюдение: нельзя не обратить внимание на то, что место в «Рено» оказалось платным. Эра большой французской команды, которая вела себя как значительный игрок на арене Формулы-1, прекращена. Фактический владелец Genii, как и ожидалось, по своим пристрастиям гораздо ближе к новым – бедным – коллективам (бюджет на 2010-й, к слову, команда собрала всего на 83 %), сражающимся за каждый доллар, и за место пилота рядом с Кубицей придётся платить.
К слову, Ник Хайдфельд деньги за участие вносить отказался – ни в прямой форме, ни в виде спонсорского пакета.
И не стоит забывать, что команда Genii/«Рено» так или иначе лишена тех ресурсов, которыми наслаждалась в сезоне 2009 года. У неё новый менеджмент – и больше всего чувствуется отсутствие Пэта Симондса. Британец был максимально лоялен всем инкарнациям команды, которая начиналась как «Тоулмен», продолжалась под флагами «Бенеттона» и сейчас является «Рено». Его опыта и стратегической прозорливости будет отчаянно не хватать в ситуации, когда за команду поедут два пилота, ранее в ней не выступавшие.
Будем надеяться, что, вопреки всем этим обстоятельствам, Виталию будет сопутствовать успех.