Несмотря на трёхлетнюю программу выступлений и все заявления руководства АвтоВАЗа о долгосрочности своего проекта в WTCC, в этом году заводской команды «Лада» в чемпионате мир по кузовным гонкам не будет…
В июле прошлого года во время презентации гоночной «Лада Приора» на этапе мирового Туринга в португальском Порту представители тольяттинского завода говорили о несомненной выгоде от участия в WTCC и уверяли приглашённых журналистов, что это всерьёз и надолго. Однако после дебютного сезона АвтоВАЗ принял решение прекратить финансирование этого проекта. Почему?
Бюджета команды «Лада» едва хватало на участие в гонках, покупку запчастей, аренду базы в Бельгии и зарплаты сотрудникам.
Волжский автозавод лихорадит. За 2008-й его убытки составили 24,7 миллиарда рублей, в этом году эта цифра оказалась ещё больше (по расчётам специалистов, на начало 2010-го долг завода оставляет уже 76,3 млрд руб.). Последнее время завод живет исключительно на государственную помощь… Естественно, участие в затратных гонках не вписывается в его катастрофическое финансовое положение.
В прошлом году АвтоВАЗ выделил из своего бюджета два миллиона евро на содержание команды в WTCC (ещё два дала госкорпорация Ростехнологии, владелец контрольного пакета акций тольяттинского завода и единственный спонсор команды). Но это в разы меньше бюджета трёх других фирменных конюшен: BMW, СЕАТ и «Шевроле». Поэтому этих денег едва хватало на участие в гонках, покупку запчастей, аренду базы в Бельгии и зарплаты сотрудникам. Кстати, штат команды «Лада» составлял всего 25 человек – вдвое меньше, чем у заводской «Шевроле», также выступающей в мировом Туринге тремя машинами.
А что взамен? Расчёт маркетологов основывался на том, что благодаря солидной медиаотдаче от участия в чемпионате мира удастся поднять престиж бренда «Лада» как на российском, так и на мировом рынках. Только едва ли от участия в гонках улучшилось качество выпускаемой продукции. В Европе продажи «Лад» как были мизерными, так и остались, а в нашей стране эффект от выступления марки в WTCC едва ли отразился на продажах её автомобилей.
К тому же высшее руководство завода наверняка ждало более быстрых результатов от своих вложений. В итоге же «Лада» лишь пару раз сумела попасть в очковую группу – усилиями опытнейшего британца Джеймса Томпсона, сумевшего дважды финишировать шестым на этапе в итальянской Имоле.
Босс мирового Туринга Марчелло Лотти уже заявил, что Международная автомобильная федерация, под эгидой которой проводится кузовной чемпионат мира, может предъявить санкции российскому заводу за несоблюдение контрактных обязательств.
И всё же команде удалось добиться заметного прогресса – из записных аутсайдеров первенства она в достаточно короткие сроки сумела стать крепким середнячком, претендентом на очки (пусть и не без послаблений в регламенте со стороны организаторов серии). В этом сезоне достижения могли бы быть ещё выше…
Но в итоге АвтоВАЗ решил закрыть команду WTCC, хотя у неё был трёхлетний контракт с организаторами серии. Оставалась надежда, что отечественные машины всё же примут участие в сезоне 2010 года и будут представлены частной командой «Русские медведи». Но её владелец Виктор Шаповалов, усилиями которого российские автомобили появились на арене мирового первенства в 2008 году, не сумел найти необходимых для выступления средств.
Однако окончательно ставить точку в истории выступлений марки «Лада» в WTCC пока рано. Босс мирового Туринга Марчелло Лотти уже заявил, что Международная автомобильная федерация, под эгидой которой проводится кузовной чемпионат мира, может предъявить санкции российскому заводу за несоблюдение контрактных обязательств…
«СЕАТ», выигравший два последних чемпионат мира, также свернул свою заводскую программу в мировом Туринге. Тем не менее, испанская марка по-прежнему будет представлена в WTCC. На старт нынешнего сезона выйдут шесть пилотов за рулём турбодизельных хэтчбеков «СЕАТ Леон» частной команды «Санред». Причём пять из них будут выступать под вывеской «SR Спорт» и с поддержкой завода – это действующий чемпион мира итальянец Габриэле Тарквини, его бывшие партнёры по фирменной команде «СЕАТ» португалец Тьягу Монтейру и испанец Хорди Жене, а также лучший «частник» прошлого чемпионата голландец Том Коронель.
Несмотря на уход фирменной команды «СЕАТ», на старт нынешнего сезона выйдут шесть пилотов за рулём турбодизельных хэтчбеков «Леон» частной конюшни «Санред», получившей заводскую поддержку.
Шестой турбодизельный «Леон» поведёт датчанин Микаэль Нюкъяер – он заявлен за «Санред». Увы, россиянин Тимур Садрединов, претендовавший на место в этой конюшне, не сумел заручиться необходимой для подписания контракта спонсорской поддержкой…
В WTCC 2010 года будут представлены лишь две полностью заводские команды: БМВ и «Шевроле». Баварцы, сократившие своеё присутствие в чемпионате, выставят на старт всего два автомобиля BMW 320si, которые поведут в бой британец Энди Приоль и бразилец Аугусту Фарфус, а американская марка будет представлена тремя пилотами – французом Иваном Мюллером, британцем Робертом Хаффом и швейцарцем Аленом Меню. Они будут выступать за рулём автомобилей «Шевроле Круз».
Ещё несколько команд выведут на старт частные автомобили бензиновые «СЕАТ Леоны», «Шевроле Лачетти» и BMW 320si. Среди последних – коллектив немецкого ветерана Франца Энгштлера, в составе которого поедет единственный российский участник WTCC этого года Андрей Романов, возвращающийся в мировое первенство после года, проведённого в немецкой серии ADAC Procar.
До старта первенства осталось две недели…
Задать Сергею Беднаруку все интересующие вас вопросы на тему автомотоспорта вы можете в его конференции Team Radio.