Не в дозаправках дело
Евгений Кустов
Не в дозаправках дело
Комментарии
Обозреватель F1Fanatic Кейт Коллантайн обращает внимание на то, что унылость Гран-при Бахрейна никак не связана с запретом на дозаправки. Есть другие куда более весомые причины...

После месяцев ожидания и обретения одного из сильнейших составов пилотов за последние 15 лет первая гонка нового сезона в Бахрейне стала, мягко говоря, разочарованием. Однако представителям мира Ф-1 — будь это болельщики, команды или создатели правил — не следует принимать поспешные решения и делать моментальные выводы после всего лишь одной гонки. Обвинять в отсутствии обгонов запрет на дозаправки было бы очень простой реакцией на проблему, которая намного масштабнее и чьи корни намного более глубокие.

Гонка подтвердила, что заявления организаторов про наличие новых возможностей для обгона были далеки от истины.

Машины

По ходу зимы дизайнеры имели возможность развивать аэродинамику болидов, не имея новых ограничений со стороны регламента. И как всегда бывает в таком случае, машины получили ещё большую прижимную силу и стали более чувствительны к нахождению прямо позади другого автомобиля. Это стало ясно уже в начале гонки, когда Льюис Хэмилтон не смог подобраться к Нико Росбергу на дистанцию атаки, хотя имел машину, которая в равных условиях почти на секунду быстрее и, кроме того, обладает самой высокой максимальной скоростью.

Улучшенная работа аэродинамики сочетается с уменьшением механического сцепления, связанного с тем, что передние шины стали уже. Баланс сцепления теперь переместился в сторону аэродинамики от механического сцепления, на которое не влияет нахождение впереди другой машины. Но не только из-за аэродинамики стало трудно держаться за другим автомобилем. Вдобавок к этому возникают проблемы с охлаждением, как мы видели это в случае с Фернандо Алонсо, оказавшимся позади Себастьяна Феттеля. Алонсо пришлось чуть отпустить немца на прямых, чтобы позволить холодному воздуху попадать в радиаторы.

Это подводит нас к третьей проблеме — необходимости беречь машину и мотор. Фелипе Масса был вынужден не ехать прямо за другими машинами, чтобы избежать перегрева мотора, который обязан выдержать в будущем ещё как минимум одну, а, возможно, и две дистанции Гран-при.

Короче говоря, по сравнению с последней гонкой 2009 года для машин Ф-1 стало ещё сложнее ехать прямо друг за другом. А так как ни один из болидов больше не может использовать KERS, едва ли кто-то способен получить разницу в скорости, достаточную для обгона.

Автодром

С того самого момента, как мы увидели новую конфигурацию трассы в Бахрейне, люди начали говорить, что на новом отрезке нет ничего хорошего с точки зрения обгонов. Снимки со спутников давали понять, что новая часть является слишком узкой и слишком медленной. Гонка подтвердила, что заявления организаторов про наличие новых возможностей для обгона были далеки от истины.

Но мы не должны судить обо всём сезоне по одной гонке. Первый Гран-при 2002 года был настоящим триллером, на остальную часть чемпионата можно было просто забыть.

Обгонять на новом участке было непросто не только болидам Ф-1. Пилоты GP2 Asia тоже ничего не смогли здесь поделать, однако всё-таки обгоняли на других участках автодрома. К слову, болиды GP2 — это машины с жёстко ограниченной аэродинамикой, одинаковыми шинами, у которых нет дозаправки по ходу гонки — и они смогли провести самую лучшую гонку, которую я видел за последние шесть лет.

Увеличение длины трассы тоже сыграло свою роль в гонке Ф-1. Чем длиннее круг, тем менее вероятно, что удастся вступить в схватку с другим пилотом. Учитывая, что круг в Бахрейне длится две минуты, то на долю каждой машины может прийтись по 5 секунд. Так что не случайно, что одни из самых зрелищных гонок мы видим на «Интерлагосе» — одной из самых коротких трасс.

К следующему году организаторы Гран-при Бахрейна должны вновь вернуться к нормальной конфигурации трассы. Она тоже не является классической для Ф-1, но куда лучше той, что использовалась в этом году. Если организаторы действительно хотят сделать всё интереснее и увеличить число возможностей для обгона, то они должны использовать более короткий вариант трассы.

Ожидания

Первой гонке всегда трудно удовлетворить все предсезонные ожидания. Все мы хотели видеть, как Шумахер борется за Алонсо, хотели понаблюдать за внутрикомандной схваткой в «Макларене». Было интересно пронаблюдать за борьбой «Вёрджина» и «Лотуса» в глубине пелотона. Но ничего этого на деле не произошло. Борьба Феттеля, Алонсо и Массы за лидерство стала острее только после проблем немца, но всё веселье при этом ушло…

Но мы не должны судить обо всём сезоне по одной гонке. Первый Гран-при 2002 года был настоящим триллером, на остальную часть чемпионата можно было просто забыть. Был ли этап в Бахрейне хуже, чем прошлогодние Стамбул или Сингапур, где ещё были дозаправки? Я так не думаю.

Увеличение числа обязательных пит-стопов и возвращение дозаправок сродни наложению пластыря на сломанную ногу.

Реальная проблема

Фундаментальная проблема заключается в том, что машины по-прежнему не могут ехать прямо друг за другом. Именно это надо исправить FIA. Увеличение числа обязательных пит-стопов и возвращение дозаправок сродни наложению пластыря на сломанную ногу. Вместо панической реакции со странными итоговыми изменениями необходимо посмотреть на ситуацию в целом и понять, насколько много было принято изменений за последние годы, которые мешают плотной борьбе: ограничение на максимальное число оборотов мотора и на число двигателей на сезон, двойные диффузоры и многое другое.

Даже после изменений, разработанных Рабочей группой по обгонам, машины Ф-1 все равно не могут ехать достаточно близко друг от друга. Хорошо, что FIA уже приняла решение о запрете двойных диффузоров с 2011 года. Но нужно двигаться дальше и изучать не только то, как можно ещё уменьшить прижимную силу, но и как избежать перегрева машины и мотора при плотной борьбе. В этом суть проблемы Формулы-1 с обгонами. И её решение является намного более тяжёлой задачей, чем вынуждение проводить больше пит-стопов или возвращение дозаправок.

Комментарии