— Микко, каково ваше мнение о переходе в будущем году чемпионата мира на технику класса Super2000? Тем более что после победы на этапе IRC в Монте-Карло за рулем Ford Fiesta S2000 у вас есть с чем сравнивать. Вы не будете скучать по Focus WRC?
— Естественно, я буду по нему скучать. Те автомобили, которые у нас есть сейчас, это самые быстрые автомобили за всю историю ралли. Но Focus у нас уже пять лет, поэтому пора пробовать что-то новое, и я тоже этому, безусловно, рад. Мне кажется, что это тоже интересно. Возможно, первые «Супер»-машины будут немного медленнее сегодняшних, но через несколько лет, я уверен, мы будем быстры как никогда.
Нам надо привлекать как можно больше автопроизводителей в автоспорт — если у нас будет больше автопроизводителей, то увеличится количество мест для пилотов и уровень соревнований также повысится.
— Более компактные и менее мощные машины WRC следующего года — это правильное решение или всё же шаг назад? Если бы у вас была возможность решать, какие машины для чемпионата мира вы бы выбрали?
— Если бы это был мой выбор, то я бы выбрал те автомобили, которые у нас есть сейчас — более мощные. Ведь эти машины действительно потрясающие. Но то, что мы получим, выглядит тоже неплохо. Естественно, автомобили будут дешевле. Нам надо привлекать как можно больше автопроизводителей в автоспорт — если у нас будет больше автопроизводителей, то увеличится количество мест для пилотов и уровень соревнований также повысится.
— Какие вам хотелось бы видеть изменения в регламенте WRC?
— Даже не знаю. Существует много мелочей, которые мне бы хотелось изменить. Ну, например, чтобы проводились ралли длиннее по времени, может, даже ночные ралли.
— Что вы думаете о чемпионате IRC и уровне подготовки пилотов этого чемпионата? Ведь в том же Монте-Карло вы привезли ближайшему сопернику почти две минуты…
— Мне кажется, что все пилоты заслуживают участия в WRC. Может быть, Монте-Карло — не лучший пример для сравнения, так как здесь многое зависит от шин и их выбора, поэтому неправильно сравнивать всех в таком случае. Но всё-таки есть много хороших пилотов. Да, они быстрые — просто, может, не настолько опытные, но я уверен: если бы у них у всех была возможность выступать на WRC, то они действительно были бы конкурентоспособными. Это прекрасный чемпионат.
— Микко, главная жемчужина WRC вот уже два года отсутствует в календаре чемпионата мира. Как вы расцениваете то, что легендарное Ралли Монте-Карло в него не включено?
— Это позор. У Ралли Монте-Карло длинная история, поэтому я думаю, что оно в первую очередь должно быть частью мирового чемпионата. Для каждого пилота это также самый серьёзный вызов. Поэтому Монте-Карло обязательно должно быть здесь.
— Микко, сейчас в рейтинге Castrol Driver Rankings вы занимаете пятую позицию. Насколько данный рейтинг совпадает с вашим личным мнением и ощущением силы соперников?
— Я даже не знаю, просто никогда об этом не задумывался. Да, это прекрасный рейтинг, но… Не знаю, пока я ещё не достиг определённых высот, чтобы быть на первом месте. Но это и мечта, и цель, к которой мы стремимся — всё остальное не имеет значения. Что касается моего 5-го места, то для меня это вовсе ничего не значит. То, что я участвую в гонках и соревнуюсь с лучшими и быстрейшими в мире, уже делает меня счастливым.
— Какой тип дорожного покрытия (снег, лёд, гравий, асфальт) вам больше всего по душе и какой меньше?
— На снегу и льду ездить очень забавно. Я люблю и гравий, и асфальт. Всё зависит от ралли, от того, где ты находишься. Но всё же снег и лёд – это самое весёлое.
У Ралли Монте-Карло длинная история, поэтому я думаю, что оно в первую очередь должно быть частью мирового чемпионата.
— Преимущество команды Citroёn над Ford на асфальтовых ралли — это заслуга машины Citroёn C4 WRC, которая лучше подходит к таким условиям, или всё же Лёб и Сордо лучше справляются с асфальтовым покрытием, чем вы с Латвалой?
— Думаю, мне нужно больше работать над собой, но, естественно, мои соперники хороши. Каждый год мы подбираемся всё ближе и ближе к ним. Естественно, нам нужно работать над машиной. Мне кажется, что пока она не в том состоянии, в котором могла бы соревноваться по полной. Мне кажется, что мы немного отстаём по этим двум критериям.
— Есть ли у болида Ford Focus RS WRC преимущества перед Citroёn С4? Если есть, то какие?
— Мне бы хотелось так думать. Мы очень близки друг другу. Особенно на снегу и гравии — мы действительно похожи. Не думаю, что между ними существует большая разница.
— В этом году за Латвалой официально закрепили статус второго пилота. Если он будет лидировать в гонке в конце заключительного дня ралли, а вы будете на второй позиции с отставанием до 30 секунд, придётся ли ему замедляться, чтоб пропустить вас?
— Мы решим это, если такая ситуация сложится. Сегодня ведь всё возможно. Если сложится ситуация, которая приведёт меня к титулу, то я подумаю над этим.
— Какие у вас отношения с другими пилотами? Вы встречаетесь с кем-то не во время ралли?
— У меня со многими хорошие отношения. Мы встречаемся во время ужинов после соревнований. Это не проблема — встретиться и выпить пива.
— Выступая с Маркусом Гронхольмом, что вы как пилот почерпнули от него? Возможно, Маркус повлиял на вас как личность?
— Он повлиял на меня не так уж сильно, но мы работали два года. Я просто старался наблюдать за тем, как он работает. Я не задавал ему много вопросов, почему он делает то — так, а это — эдак: я просто следовал его примеру. Я наблюдал за ним, как он участвует в ралли, как ведёт себя в машине — это действительно были два прекрасных года.
— Вы выступали в одной команде с чемпионами мира Сольбергом и Гронхольмом. У кого из них вы больше учились?
— Я бы сказал, что у Гронхольма. У меня было достаточно времени, чтобы присмотреться к тому, что он делал. Было очень полезно наблюдать за Маркусом.
Время, проведённое в армии, не забуду никогда. Служба длилась всего один год, и после этого я сосредоточился на ралли ещё больше. Всё прошло нормально. Для меня это было несложно.
— Вы ездили на «Субару», «Шкоде» и «Форде». На чём понравилось больше?
— На «Форде», это без сомнений. Этой машиной очень легко управлять. Ещё с детства я заинтересовался «Фордом». Дома у меня коллекция старых «Фордов».
— В чём секрет того, что в такой сравнительно небольшой по численности населения стране, как Финляндия, родилось столько чемпионов мира по ралли?
— Я думаю, это всё из-за нашей длинной истории. Ралли стало для нас национальным видом спорта, как хоккей, где мальчики ещё с детства имеют возможность кататься на коньках по замерзшим озёрам. Пилоты начинают с ранних лет, и таких у нас много, поэтому есть с кем посоревноваться. Более опытные люди помогают младшим. Это прежде всего традиция.
— В каком возрасте вы стали раллийным гонщиком? Вы начали побеждать, как только пришли в автоспорт?
— Мне было 15, когда я дебютировал в Финляндии. К 18 я стал задумываться над моим будущим: продолжу ли я свою карьеру как раллист. Когда я впервые сел за руль, мне было пять лет, и с того времени я почти всегда за рулём.
— Какие впечатления остались у вас от первой гонки на машине WRC в 2002 году?
— Знаете, моя первая мечта сбылась. Я всегда считал, что было бы неплохо поучаствовать в таком соревновании. И когда это свершилось, я был просто очень счастлив.
— Какое авто вы водите в повседневной жизни? Каким был ваш первый автомобиль?
— Мой первый автомобиль… это была какая-то легковушка с 1,2-литровым двигателем. А сейчас я люблю старые автомобили, и я езжу на них. У меня есть С-Max Minivan и старый Ford Cortina. Я езжу преимущественно на старых машинах, старых «Фордах».
— Позволяете ли вы себе лихачество на дорогах общего пользования?
— Нет, я не лихачу. Если честно, то мне хватает веселья во время ралли. Но если я всё-таки решаю подурачиться, то делаю это там, где нет других людей, и уверен, что не причиню вреда другим. Но на дороге это запрещено, здесь надо быть осторожным.
— В Финляндии обязательна служба в армии. Как вам удалось совместить ралли и армию?
— Это было не так уж трудно — в армии меня понимали. Время, проведённое в армии, не забуду никогда. Служба длилась всего один год, и после этого я сосредоточился на ралли ещё больше. Всё прошло нормально. Для меня это было несложно.
— Каким должен быть национальный чемпионат по ралли, чтобы местные гонщики достойно выступали в международных первенствах?
— Очень важно привлечь молодых гонщиков, чтобы они могли приобрести определённый опыт. Ты становишься более опытным, принимая участие в национальных чемпионатах, а потом уже начинаешь продвигаться дальше.