Впервые о проекте проведения одного из этапов чемпионата Европы по гонкам грузовиков на трассе «Смоленское кольцо» заговорили во время финального этапа прошлого сезона в испанской Хараме. Однако история этого вопроса началась чуть раньше…
Впервые о проекте проведения одного из этапов чемпионата Европы по гонкам грузовиков на трассе «Смоленское кольцо» заговорили во время финального этапа прошлого сезона в испанской Хараме.
Как рассказал ответственный секретарь Российской автомобильной федерации Сергей Ушаков, с предложением провести кольцевые гонки грузовиков в России к нему во время прошлогоднего ралли-рейда «Шёлковый путь» обратился Фабьен Кальве. Француз, на протяжении последних лет занимавший пост технического делегата FIA по «грузовому» спорту, недавно возглавил созданную им самим ассоциацию TRO (Truck Racing Organization), которая, по сути, стала промоутером континентального первенства «гоночных дальнобойщиков». «Участники первенства давно проявляли интерес к проведению гонки в России, — рассказал Кальве. – Однако главной проблемой было отсутствие гоночных трасс в вашей стране. Но узнав о строительстве „Смоленского кольца“, мы начали рассматривать этот вариант…»
А в середине апреля Фабьен Кальве приехал в Россию, чтобы лично посмотреть, как идут дела со строительством трассы в Дорогобуже под Смоленском. Кроме него в состав делегации вошли руководитель выступающей в европейском чемпионате при поддержке MAN австрийской команды «Аллгэуер» Эгон Аллгэуер, бывший участник трак-рейсинга и идейный вдохновитель проекта проведения российского этапа этих соревнований Михаил Коновалов и ответственный секретарь РАФ Сергей Ушаков. А ваш покорный слуга стал единственным представителем прессы, получившим приглашение войти в состав делегации. Началось всё с инспекции трассы…
На «Смоленском кольце», спроектированным известным архитектором Германом Тильке, уже полностью уложен первый слой асфальта, по которому во время нашего приезда нарезали круги наши гонщики — Олег Петриков и Александр Сотников. Вскоре будут установлены поребрики и поставлены барьеры безопасности.
Конфигурация трассы длиной 3362 метра получилась довольно интересной – с перепадами высот, техничными связками поворотов и профилированным последним виражем. Зрителем же обеспечен отличный обзор с любой точки, поскольку кольцо расположено в низине и просматривается целиком буквально отовсюду. Правда, некоторые опасения у зарубежных гостей вызвала слишком маленькая зона безопасности в первом, весьма крутом повороте – по их мнению, на старте это может привести к опасным последствиям…
Широкий пит-лейн и просторные боксы особенно порадовали представителей трак-рейсинга – для гонок грузовиков это немаловажные вещи. Но ещё большее впечатление произвели специальные комнаты отдыха для команд, расположенные прямо над боксами – редко где ещё такое встретишь. Кстати, рядом с трассой строится и гостиница – она должна быть готова в следующем году.
Сами помещения боксов, а также металлические рельсы безопасности, поребрики и многое другое производятся прямо на месте – на расположенном рядом заводе «Дорогобужкотломаш», генеральной директор которого Сергей Анатольевич Петриков и является инициатором строительства «Смоленского кольца». Здесь же готовится и асфальт для трассы. Производство на месте позволяет сэкономить время и обеспечить дополнительной работой предприятие.
Конфигурация трассы длиной 3362 метра получилась довольно интересной – с перепадами высот, техничными связками поворотов и профилированным последним виражем.
«То, что я увидел, меня сильно впечатлило, – заявил Кальве. – Проделан огромный объём работы, хотя и немало ещё предстоит сделать. Но я настроен очень позитивно, так что скрестим пальцы. Готов заявить уже сейчас, что мы намерены провести гонку в этом году – будь то этап чемпионата Европы или выставочное соревнование. Я не могу обещать, что это будет зачётный этап, поскольку для этого трасса должна пройти инспекцию Международной автомобильной федерации, а это достаточное сложная задача – тем более, за такой короткий срок. Но даже если трасса не успеет пройти сертификацию FIA, мы должны провести эту гонку. Этап чемпионата или выставочная гонка – по большому счёту разницы нет никакой. Если в этом году мы сможем провести показательную гонку с участием пусть даже всего десяти грузовиков – на мой взгляд, это уже будет успех!»
Тем не менее, Кальве обещает участие 12-15 машин. «Мы сумеем собрать такое число участников, даже если гонка не будет входить в зачёт первенства, — это я могу гарантировать как промоутер серии. Думаю, для первого раза это будет даже лучше, чем привезти сразу 25 боевых машин, – возникнет меньше проблем, например, с таможней, а нам это позволит приобрести опыт. Многие заинтересованы в проведении этого этапа. Идея уже получила поддержку со стороны двух основных производителей, участвующих в трак-рейсинге, MAN и „Рено“, а также компании „Кастрол“. Есть интерес и со стороны КамАЗа – они могли бы, например, привезти сюда свой дакаровский грузовик и выставить его на всеобщее обозрение».
Эгон Аллгэуер также поддержал идею проведения в этом году внезачётного соревнования. «Думаю, выставочный этап – это отличный компромисс, – сказал австриец. – Так будет лучше и для организаторов, и для участников. Не будет стресса и напряжения, свойственного этапу чемпионата Европы. Лучше если в первый раз команды приедут сюда без лишнего прессинга. Если будут допущены какие-то ошибки, их можно будет исправить к следующему году. Но в случае проведения этапа чемпионата FIA у организаторов не будет права на ошибку – малейшая мелочь может перечеркнуть весь труд. В принципе, мы можем провести демонстрационную гонку хоть завтра! Трасса очень хорошая, мне всё понравилось. Опасения вызывает только первый поворот после старта, но если мы будем проводить демонстрационный этап, то нам легче будет найти решение».
Кстати, команда Аллгэуера, за которую в этом году продолжит выступать петербуржец Александр Львов, первой привезла гоночный грузовик в Россию – пока, правда, в качестве выставочного экспоната. 1100-сильный тягач MAN, на котором в прошлом году на «Нюрбургринге» выступал легендарный Ханс-Йоахим Штук, вместе с шикарным трейлером для его перевозки красовался перед павильоном московского комплекса «Крокус Экспо», где в середине апреля проходила ежегодная выставка коммерческого автотранспорта «Комтранс».
Шансы того, что трак-рейсинг приедет в Россию этим летом, серьёзно возросли.
«Кроме двух основных машин, я готов привезти на этап в Смоленск третий грузовик, место в котором мы могли бы предоставить какому-то известному россиянину – скажем, президенту Татарстана, – добавил австриец. – В общем, на мой взгляд, проведения этапа в Смоленске уже в этом году – это вполне реально».
«У нас есть отличный потенциал для того, чтобы провести гонку в этом году и сделать из неё запоминающееся событие, — резюмировал Фабьен Кальве. – Но главное, чтобы этот проект стал долгосрочным».
В целом, встреча на «Смоленском кольце» прошла весьма позитивно, и, похоже, обе стороны остались довольны её итогами. Шансы того, что трак-рейсинг приедет в Россию этим летом, серьёзно возросли. Остаётся надеяться, что этим планам теперь ничто не помешает осуществиться, и 7-8 августа, как запланировано, на «Смоленском кольце» пройдут соревнования, которые могут открыть новую главу в истории отечественного автоспорта – ведь никогда прежде кольцевые гонки такого уровня в нашей стране не проводились…