Объявление о проведении Гран-при США в Остине — столице Техаса – вызвало заметное оживление в стане болельщиков. Многие ещё не забыли захватывающую трагикомедию, в которой главную роль играла команда USF1, и очередная американская мечта была воспринята со скепсисом. Потом оказалось, что частные инвесторы готовы потратить $ 200 млн
Гран-при США в Остине, скорее всего, состоится – если только его промоутеры не готовы объявить о банкротстве.
на строительство трассы, земля в Остине уже куплена, к проекту привлечён Герман Тильке и работают с ним уже некоторое время. Малоизвестный местный промоутер Таво Хеллмунд названивал европейским журналистам (не всегда в рабочее время из-за другого часового пояса) и гарантировал им, что проект идёт полным ходом, продвинулся гораздо дальше, чем все думают.
Учитывая, что организаторы подписали договор с Берни, судя по всему, они действительно не шутят. Отказ от такого документа требует мужества и предусматривает серьёзные санкции. Иными словами, провести первые несколько гонок – хотя бы себе в убыток – будет дешевле, чем договориться о прекращении действия контракта. В 2004 году компания Interpublic заплатила $ 93 млн Берни за досрочное расторжение соглашения на проведение Гран-при Британии. А расценки тех лет не идут ни в какое сравнение с нынешними аппетитами FOM.
Таким образом, если все пойдёт хорошо, впервые с 2007 года Гран-при Формулы-1 пройдёт в США в 2012-м. Несмотря на массовый исход автопроизводителей из Ф-1, Америка является важным регионом для практически всех спонсоров команд, и гонка в Остине сможет серьёзно повысить привлекательность болидов Ф-1 как глобальной маркетинговой платформы. Кроме того, для брендов «Феррари» и «Мерседес-Бенц» это один из ключевых регионов продаж. Так что вовсе неудивительно, что Формула-1 в США имеет давнюю, хотя и турбулентную историю.
В период с 1950-го по 1960-й результаты гонок в Индианаполисе шли в зачёт Формулы-1. Во многом чтобы придать чемпионату статус действительно международного — хотя уже в 1953-м Ф-1 провела официальный этап в Аргентине. Заокеанские гонки как постоянное занятие волновали американских пилотов мало. Первый настоящий Гран-при в США — выездное мероприятие, куда приехали актуальные пилоты Формулы-1, — был проведен только в 1959-м — усилиями выходца из России Алека Ульманна. На следующий год Гран-при США переехал в Риверсайд, родной город Дэна Герни. Коммерческого успеха гонки не принесли – Ульманн, богатый бизнесмен, был вынужден оплачивать
У Ф-1 в Америке богатая и интересная история.
призовые из собственного кармана. Впрочем, в те времена пилоты не требовали миллионы.
Гонка в США перебралась на «дорожную» трассу (выражаясь американской терминологией — не овал) в штате Нью-Йорк – «Уоткинс-Глен» — где и прошли следующие 20 Гран-при (1961-1980). Осенняя пестрота лесов, окружающих трассу, и невероятные по тем временам призовые делали гонку одной из самых популярных в чемпионате. Правда, счастье длилось только 10 лет — затем компактная трасса в Глене начала не выдерживать скоростей автомобилей с граунд-эффектом, а популярность гонки стала падать. После того как организаторы задолжали командам $ 800 тыс., Ф-1 покинула штат Нью-Йорк.
Впрочем, немногие горевали – ещё с 1976-го в календаре значилась гонка в Лонг-Бич. Лонг-Бич был американским ответом на это ваше Монако, и, надо сказать, спор был неплохим. Гонка в уличных условиях пригорода Лос-Анджелеса была не лишена курортного лоска (в отличие от будущего Гран-при мрачного Детройта), а отбойники находились всё так же близко. Увы, эта особенность сделала инвалидом Клея Регацциони, который навечно останется в памяти Формулы-1 благодаря своим победам и совету Ники Лауде перестать ездить как женщина и препятствовать обгонам.
В 1982-м увлечение Америки Формулой-1 достигло апогея – в календаре было целых три гонки: в Лонг-Бич, Лас-Вегасе и Детройте.
Гонка в Лас-Вегасе проводилась на известной парковке возле казино «Дворец Цезаря». Несмотря на то что сама по себе площадка для автомобилей была огромной и позволила создать вполне укомплектованную трассу с отбойниками и песчаными ловушками (песок привезли специально), пит-лейн оставался крошечным. Владельцы «Цезаря» хотели мировой славы. Но вот американцы были не готовы тратить полдня в уничтожающую жару на рассматривание диковинных гонщиков Формулы-1 и с удовольствием шли тратить доллары на игральные автоматы, рулетку и карточные игры. Что тоже, в общем-то, казино не расстраивало.
Гран-при в суровом Детройте проходил в настоящем американском даун-тауне, недалеко от местных небоскрёбов. Организаторов ничуть не смутило наличие железнодорожной колеи, пересекающей трек в одном месте. Кроме того, процесс извлечения аварийных автомобилей с трассы выглядел презабавно: в отличие от Монако с кранами и безукоризненно дисциплинированными маршалами местного автомобильного клуба, в Детройте после аварии на трассу выбирался потрёпанный американский пикап со свисающим крюком. Крюк цепляли за покорёженный автомобиль, и машину волокли по трассе в ближайшее безопасное место.
В 1984-м Формула-1 доехала даже до Далласа, гремевшего по всему миру одноимённым ТВ-сериалом. В отличие от Лас-Вегаса, временный трек в этом техасском городе был продолжен по территории выставочного комплекса. Гран-при в Далласе зародил американскую традицию балансирования на грани отмены гонки, которая достигла апогея в 2005-м. В Далласе температура трека превышала 66 градусов, а воздух прогревался до сотни градусов по Фаренгейту (38 по Цельсию), что было высоковато даже для бравых техасских рейнджеров.
Сохранять Гран-при только для национального престижа в США никто не будет.
Гран-при едва не отменили из-за того, что в воскресенье трасса была повреждена гонкой поддержки и трек латали почти до самого старта. К счастью, в те времена не нужно было страстно согласовывать позицию с президентом, оставшимся в Европе, – гонку провели. Ники Лауда и Ален Прост пытались организовать бойкот, но времена были не те. Найджел Мэнселл запомнился бесстрашной попыткой толкать свой «Лотус» до финишной черты: англичанин свалился в обморок от истощения.
В 1989-м вместо Детройта пилоты начали выступать на улицах Финикса, штат Аризона. Испепеляющая жара не добавила популярности гонке, посещаемость которой оставалась на самом низком уровне. В 1991-м Формула-1 покинула США, чтобы вернуться в Индианаполис только в 2000-м. Гонки на трассе, включавшей часть знаменитого овала, проходили с большим вниманием общественности до печально известного Гран-при 2005 года. Шинники «Мишлен» не смогли обеспечить безопасность в самом скоростном повороте, а президент FIA, по его собственному признанию, воспринял эти события как провокацию с целью подрыва собственного имиджа. Берни не смог убедить Мосли – который в Монако в день гонки собирался прочитать хорошую книгу и выпить бокал вина – согласиться на какой-нибудь запасной вариант. В результате в заезде приняли участие лишь пилоты «Феррари», «Джордана» и «Минарди». «Скудерия» вновь отличилась командной тактикой, аТьяго Монтейро повеселил всех танцами на подиуме. Формуле-1 в США был нанесён значительный ущерб, особенно на фоне могучего NASCAR, где — как кажется – всё и всегда решается в пользу зрителя.
Какой будет новая глава Формулы-1 в США? Как и в старые добрые времена, будущее гонки зависит от интересной борьбы на трассе. В отличие от Малайзии, Абу-Даби, Бахрейна и Китая, гонка в Остине не является помпезным национальным проектом, а по старинке направлена исключительно на обогащение её устроителей. Можно не сомневаться, что для популяризации промоутеры сделают всё – Тони Джордж, экс-руководитель Индианаполиса, приводил на трибуны по 200 тысяч болельщиков.
Так что всё, что нужно для долгосрочного будущего Формулы-1 в США, – интересные гонки.