Сага о выборе поставщика шин для Формулы-1 является сейчас весьма актуальной проблемой. Нервозность, с которой Жан Тодт воспринял попытку подорвать полномочия FIA в решении этого вопроса, свидетельствует: однозначно выигрышного варианта не предлагает ни одна компания. Мы решили помочь вам разобраться в сложном резиновом вопросе и понять, что происходит в Формуле-1, когда дело касается шин.
Так или иначе, в процессе определения поставщика покрышек на сезон 2011 года участвовало пять брендов – «Бриджстоун», «Пирелли», «Мишлен», «Эйвон» и «Ханкук».
«Бриджстоун»
Компания решила покинуть Формулу-1 после 2010 года, полностью выполнив контрактные обязательства перед FIA. Японские шинники пришли в Ф-1 в 1997-м, сражались сначала с «Гудьиром», а затем с «Мишленом», но после ухода последнего решили стать единственным поставщиком покрышек, выиграв соответствующий тендер FIA. Однако как только «Бриджстоун» заявил о своём намерении покинуть Ф-1 из стана команд раздался стон разочарования – который был нестройно подхвачен функционерами с Площади согласия.
Действительно, убедить «Бриджстоун» остаться кажется для FOTA и FIA лучшим вариантом. «Бриджстоун» предоставлял покрышки для гонок и тестов совершенно бесплатно – выделяя за это гигантскую сумму в $ 120 млн ежегодно. Особого маркетингового эффекта это не производило. Компания, правда, сообщала своим клиентам, что её покрышки используются лучшими гонщиками современности. Но конкурента, с которым можно было бы сравнить успехи, не было.
Всем хороши новые компании, но условий лучше, чем «Бриджстоун», предложить не может никто.
С точки зрения маркетинга решение снабжать Ф-1 покрышками в одиночку было неудачным. Когда «Бриджстоун» сражался с «Мишленом», японские шинники производили около 50 тыс. покрышек для своих клиентов-команд в сезон, тратя на это не более $ 70 млн. Если бы «Бриджстоун» победил соперника, компания смогла бы гораздо более эффективно продекламировать свою продукцию. Скорее всего, проигрыш французским конкурентам и стал катализатором для принятия решения об эксклюзивном партнёрстве с Ф-1 – на невероятно выгодных условиях для команд.
Чтобы поддержать номинальный интерес к покрышкам, «Бриджстоун» пролоббировал требование использовать два компаунда в гонке. По-разному окрашенные шины создавали дополнительную точку интереса для болельщиков и журналистов. Хотя в момент предложения этой идеи находилось и немало скептиков, которые утверждали, что подобный аспект ничего общего с честным автоспортом не имеет.
Учитывая сомнительную маркетинговую пользу и большие затраты, весьма маловероятно, чтобы «Бриджстоун» воспринял зов команд и остался в Ф-1. Если это и произойдёт, то только на других условиях, которые больше не будут предусматривать аттракциона невиданной щедрости.
«Эйвон»
Стремление этого бренда попасть в Формулу-1 напоминает потуги одного малоизвестного, зато громогласного бизнесмена из Сербии, который намеревался привезти в Бахрейн команду «Штефан». Предложение «Эйвон» было незамысловатым – компания собиралась купить или (что более вероятно) принять за символическую плату оборудование и технологии покрышек от «Бриджстоуна», чтобы продолжать снабжать ими команды в 2011-м и далее. Отсутствие необходимости тратить деньги на разработку позволило бы значительно сэкономить.
Но команды выступили против такого решения. Совершенно очевидно, что в долгосрочной перспективе решение сэкономить приведёт к серьёзным последствиям: «Эйвон» явно не сможет разрабатывать покрышки на высоком, но равном для всех уровне. Неудивительно, что заявка компании была обречена с самого начала.
«Ханкук»
По признанию боссов «Ханкука», представители FIA обращались с предложением к корейской компании, но сделали это — по мнению корейцев — слишком рано. «Ханкук» пока не спешит: Формула-1 требует от поставщика высочайших технологий — малейшая ошибка может перечеркнуть годами создаваемый имидж. Поэтому «Ханкук» участвовать в чемпионате 2011 не будет точно — если только FIA не одолеет отчаяние. А вот впоследствии – вполне.
«Мишлен»
У компании «Мишлен» весьма сложные отношения с FIA. В 2005-м именно по причине безалаберности французских шинников Гран-при США запомнился разве что танцами Монтейру на подиуме. Федерация в тот момент затаилась в ожидании провокаций и проблему «Мишлена» не решала никак. Отвечая на критику мирового сообщества – которое приняло недостатки «Мишлена», но обвинило во всём лично Мосли, — FIA решила переправить негодование на шинников. Результатом стал весьма громкий развод: руководитель компании — ныне покойный – Эдуард Мишлен даже заявил: «Решение об уходе стало результатом глубоких разногласий между давней спортивной философией „Мишлена“ и способа управления Формулой-1, который больше не предоставляет пространства для долгосрочных инвестиций».
«Мишлен» поставил перед FIA и FOTA ряд условий.
И вот «Мишлен» благосклонно вернулся. Правда, с целым набором условий. Шины Бибендума для клиентов должны быть платными: сначала сумма достигала € 5 млн с одной команды, затем оказалась снижена до € 1,5 млн. «Мишлен» не хотел оставаться единым поставщиком, а жаждал конкуренции. Не верьте тому, что вам так долго рассказывали с Площади согласия – шинные войны для компании обходятся не дороже ценника за эксклюзивное партнёрство. «Бриджстоун» в 2006-м платил $ 70 млн, а в 2007-м уже $ 120 млн, притом шинные баталии поутихли, а качество покрышек снизилось. Корпорации занимаются шинными войнами каждый день, соперничая на дорогах общего пользования со своими конкурентами за право понравиться клиенту, почему же они будут жалеть деньги на состязание в Формуле-1?
Ещё одним требованием «Мишлен» стало появление в Ф-1 18-дюймовых колес. Диски и покрышки Формулы-1 с точки зрения современного автомобильного рынка архаичны: 13-дюймовые колеса перестали ставить даже на относительно приличные малолитражки. Использование 18-дюймовых дисков позволило бы «Мишлен» создать похожую покрышку аналогичной размерности и названия для дорожных автомобилей и продавать их с пафосным видом: «Сегодня понедельник, а вчера — на Гран-при Монако — эта покрышка принесла Фернандо Алонсо победу».
Впрочем, довольно быстро стало понятно, что ни соперничества уже в 2011-м, ни 18-дюймовых покрышек «Мишлен» не получит. С дисками большей величины все просто: в июне команды уже не успеют спроектировать подвеску и тормозные системы для такой размерности, не говоря уже об аэродинамике. Кроме того, команды не хотели бы переживать серьезные поправки регламента перед 2013-м годом, когда Ф-1 грозит радикальным образом видоизмениться.
В результате «Мишлен» скорректировал своё предложение – снизил стоимость для команд и попросил добиться уменьшения количества комплектов, выделяемых на гонки и тесты. Эта идея FOTA совсем не понравилась.
«Пирелли»
Итальянский производитель покрышек согласен на 13-дюймовые диски, не просит ничего менять и по этой причине оказался фаворитом команд Формулы-1. К тому же «Пирелли» является поставщиком шин для WRC и, вроде как, знаком со спецификой FIA. Однако в ситуации, когда всё было вроде бы понятно, в дело вмешался Жан Тодт, который бесцеремонно напомнил, что решать проблему единого поставщика будут он и Берни и никакие другие «фоты-шмоты» (используя известный эпитет Экклстоуна) в процессе участвовать не будут.
Всё это породило предположение, что «Пирелли» собирается выступать в Формуле-1 отнюдь не бесплатно и уж тем более не на роскошных условиях «Бриджстоуна». Переговорщики итальянского концерна — трезво оценивая сложную ситуацию FIA — и FOTA имеют возможность очень неплохо «подвинуть» Жана и Берни, заставив их платить.
Впрочем, с большой долей вероятности, именно «Пирелли» и станет для команд Ф-1 единым поставщиком.
Даже после определения единого поставщика проблем меньше не станет.
Резиновые проблемы
«Пирелли» последний раз участвовала в чемпионате в 1991-м году. И суперветеран Шумахер – кто бы сомневался – даже успел на этих шинах поездить за рулём «Бенеттона». Однако за последние 20 лет Формула-1 изменилась, и итальянцы начнут работу с чистого листа. Главный вопрос: как будут проходить тесты этих покрышек, прежде чем команды получат их в распоряжение в межсезонье? Ожидается, что будет выбран компромиссный вариант: чтобы никто из соперников не получил раннего преимущества, испытательная работа будет проводиться на болиде «Тойота», который должен был стать основой команды «Штефан».
Но проблемы развития остаются – если «Пирелли» не сможет предлагать адекватную инженерную поддержку, весьма вероятно, что команды начнут нанимать собственных специалистов по покрышкам (Паскаль Васеллон, бывший технический директор «Тойоты» и инженер-шинник по специальности, уже должен рассылать резюме). Можно предположить, что небольшие команды такой роскоши будут лишены – что создаст значительное разделение. Одна часть пелетона будет понимать, как настроить машину для стандартных покрышек, вторая – будет оставаться в неведении.
Одно из элегантных решений FOTA – проводить тестовые заезды в понедельник после гонки. Командам не придется тратиться на переезды в Испанию, за рулём автомобиля могут сидеть молодые тест-пилоты. В отличие от пятничных заездов призовые гонщики, которые хотят подготовиться к Гран-при, не будут выгонять своих младших по статусу коллег из кокпита.
Как нетрудно догадаться, Формуле-1 предстоит решить ещё немало проблем с покрышками, и негодование Тодта в целом можно понять.