Показать ещё Все новости
Не стареют душой ветераны
Александр Стельмах
Не стареют душой ветераны
Комментарии
В Формуле-1 новые времена: опыт ветеранов ценится гораздо больше, чем задор молодёжи. Знания "стариков" позволяют экономить огромные деньги.

Недавние откровения Фрэнка Уильямса по поводу Рубенса Баррикелло спортивное сообщество восприняло буднично. Вопрос с контрактом бразильца почти решён – пилот продолжит выступления в «Уильямсе» и в 2011 году. А может быть и позже. «Без Рубенса мы были бы нигде», — откровенно заявил босс команды. Между тем, достижения Баррикелло беспрецедентны: в этом году пилот проведет свой 300-й Гран-при. Уже сейчас гонщик из Сан-Паулу превосходит по этому показателю Хэмилтона, Кубицу и Феттеля вместе взятых.

Рубенс Баррикелло сегодня обновляет рекорд долголетия каждую гонку.

Судивший в Китае Александр Вурц начал свою карьеру в Ф-1 в момент, когда Баррикелло проводил в серии свой пятый сезон и закончил её, когда бразилец выступал за «Хонду» и никуда не собирался уходить. Баррикелло дебютировал в год, когда дозаправки были запрещены, — и продолжает гоняться сегодня, когда восполнение запаса топлива снова под запретом. В день выхода Баррикелло на старт гонки в Кьялами в 1993-м Альгерсуари ещё не исполнилось и трёх лет. Собственно говоря, если бы Рубиньо обзавелся наследником в 18 лет, сейчас парень был бы ровесником Хайме.

Рядом с Рубенсом выступает и Михаэль Шумахер. Немец решил вернуться в Формулу-1 после трёхлетнего перерыва и уже успел обогнать по количеству проведённых Гран-при Рикардо Партезе. В отличие от Баррикелло, Шумахер трудоустроен в гораздо более сильной команде и находится по этому поводу под постоянным и пристальным вниманием общественности. Не унывает и Ярно Трулли – итальянец начал выступления в 1996 году и в настоящий момент занимает шестую строчку в рейтинге ветеранов всех времен и народов. Еще четыре Гран-при — и он войдет в пятёрку.

Рубенс Баррикелло прекрасно осознаёт собственную значимость. Ещё зимой он во всеуслышание заявил, что собственноручно сделал пилотов-ветеранов «модным явлением» в современной Формуле-1. Автогонки преодолели значительное расстояние с 2008 года, когда Рубенс, узнав о грядущей отставке Дэвида Култхарда, попросил «не оставлять его наедине с этими детьми». Бразилец и сам был близок к уходу из Формулы-1 – когда «Хонда» ещё не решила уходить из Ф-1, японцы рассматривали как вероятную замену Бруно Сенну. Но вместо «Хонды» образовался «Браун», времени на тесты чудо-машины с двойным диффузором не оставалось, и Баррикелло попросили остаться. В результате пилот провёл свой лучший сезон в карьере.

Почему Формула-1 оказалась столь привлекательной для ветеранов? Виной тому несколько факторов. И среди них отсутствует традиционное объяснение: якобы возросшая безопасность гонок. То, что Формула-1 стала безопаснее, — миф. Конечно, в ней уже исключены сумасшедшие аварии 70-х, но в полной безопасности пилоты себя чувствовать не могут. В прошлом году две нелепые случайности унесли жизнь Генри Сертиза и едва не оставили без глаза Фелипе Массу.

Как и десятилетие назад, ветераны по-прежнему рискуют своим здоровьем и жизнью.

По злой иронии судьбы деталь, попавшая в шлем бразильца, отвалилась от машины его соотечественника из «Брауна». Подобную случайность предугадать невозможно — одинаково рискуют все: и Альгерсуари, и Баррикелло.

Причина первая: фитнес-программы достигли в современной Формуле-1 своего апогея. Как известно, первым целенаправленно своей физической формой начал заниматься Айртон Сенна. До него случалось всякое: Джеймс Хант вполне мог выпить пивка и выкурить сигаретку-другую прямо перед фотографами после победной гонки. Шумахер за сезоны своей «отставки» регулярно появлялся в объективах телекамер недалеко от мостика «Феррари» — до своего увлечения мотогонками он успел потолстеть. Но пришло время — и гонщик практически моментально вошел в норму.

Причина вторая: в условиях повального сокращения бюджетов пилоты-ветераны стали невероятно ценным ресурсом. Тесты отменены, а молодые пилоты с трудом понимают, как управлять без ошибок машиной Формулы-1, не говоря уже о том, чтобы сообщать инженерам информацию, позволяющую хорошо настроить автомобиль. Бравые ребята Карун Чандхок и Бруно Сенна выглядели глупо на фоне Кристиана Клина. Австриец сел за руль «Хиспании» без предварительной раскачки и улучшил показатели болида за счет базовых настроек, до которых не могли додуматься выпускники GP2. И это Кристиан Клин, который в годы своих выступлений за «Ягуар» и «Ред Булл» звёзд с неба не хватал. Рубенс Баррикелло – кладезь технических знаний. Неудивительно, что в «Уильямсе» его встретили приветливо: компания не имеет возможности вкладывать огромные деньги в компьютерные модели и симуляции, и опыт бразильца оказался невероятно выгодным способом сэкономить.

Коллеги-ветераны Рубенса в ближайшее время без работы тоже не останутся. В том, что «Лотус» в этом сезоне начинает опережать широко разрекламированный «Вёрджин», есть прямая заслуга Ярно Трулли. Итальянец ещё с начала десятилетия работает вместе с Майком Гаскойном, и они понимают друг друга с полуслова.

Новые команды надолго обеспечат работой опытных гонщиков.

У Ника Хайдфельда (из нынешних пилотов в пелетоне только четверо провели больше Гран-при, чем он) была возможность выступить за одну из новых команд – но он отказался, предпочтя позицию тестера в «Мерседесе». Вполне возможно, что он – или какой-нибудь другой возрастной гонщик – не откажется от нового заманчивого предложения перед сезоном 2011 года. Тем более, в следующем году в Формуле-1 появится новая команда. Что-то подсказывает нам, что опытный пилот может стать одной из самых главных ценностей дебютанта.

Комментарии