Показать ещё Все новости
Как нам обустроить Формулу-1
Александр Стельмах
Как нам обустроить Формулу-1
Комментарии
Мадам и мсье с Площади согласия, у нас к вам просьба: перестаньте кроить регламент Ф-1, вводить "зелёные" технологии и делать это с таким напыщенным видом. Как насчёт более интересных гонок?

Иногда складывается ощущение, что Формула-1 слишком долго почивала на лаврах собственной эксклюзивности. Самопровозглашённые Королевские автогонки окончательно уверовали в свою непогрешимость. Деятели в Париже – разрываемые на части собственными неудовлетворенными политическими амбициями – были уверены, что Формула-1 стерпит любое надругательство над собой. Годами федерация не только не помогала новым командам, но и препятствовала появлению новых игроков огромным входным барьером в $ 48 млн. А затем оказалось, что в Формуле-1 не хватает не только гоночных коллективов, но даже пилотов (ветераны ставят новые рекорды посещённых Гран-при). Вопрос с новыми командами был решён своеобразно. Сначала новичкам обещали, что они смогут уложиться в небольшой бюджет, а затем оказалось: их жестоко накололи.

FIA всё никак не может реформировать Формулу-1 уже примерно десятилетие.

Теперь Формула-1 должна терпеть такие великие коллективы, как «Хиспания» (пилоты которой не знают, как настроить болид), «Вёрджин» (у неё хватило денег только на компьютеры) и «Лотус» (с какого-то перепугу команда в первый год существования празднует 500-й Гран-при). В следующем году к ним присоединится ещё один кандидат на избиение. FIA, к слову, затянула процесс принятия решения по новой команде, потенциальные участники уже сегодня должны выделять бюджеты на проектирование болида для Гран-при, а ясности как не было, так и нет. Кроме того, чтобы ребята не расслаблялись, с 2011 года будет действовать правило 107% . 

После десятилетия странных, нелогичных и зачастую взаимоисключающих манёвров оказалось, что Формулу-1 нужно срочно спасать. Под этим лозунгом особую популярность приобрели навязчивые идеи сокращения бюджетов команд. FIA времен Макса Мосли настаивала на карательных мерах – ограничению расходов и превращению Формулы-1 в моно-серию. Усилиями FOTA, которая постаралась удалить разбушевавшегося Мосли из уютного кабинета на Площади согласия, команды согласились самостоятельно ограничить свои ресурсы. Однако, на наш взгляд, механическое сокращение расходов не принесет никакого эффекта. Да, Формула-1 обладает дополнительной ценностью, которая сформировалась годами — и определённые ошибки руководства спорт переживёт без проблем. Но, сокращая расходы, Ф-1 попадает в ловушку: как можно именоваться Королевскими автогонками с крохотными бюджетами?

После смены руководства в Париже Формула-1 сейчас находится на распутье. В федерации решают, каким должен быть регламент 2012 года. На Площади согласия столкнулись с необычной проблемой с тремя вводными: как сохранить зрелищность Ф-1, сделать автогонки более «зелёными» и, при этом, снизить бюджеты. Ситуация напоминает известный анекдот о понятиях «быстро, дешёво, качественно» – в определенный момент времени могут выполняться только два обещания. 

Какова альтернатива снижению расходов? Разумеется, это повышение зрелищности. Как и в бизнесе, достигать коммерческого успеха можно двумя способами: увеличивать доходы или сокращать издержки.  

Сам призыв «вернуть интерес к Формуле-1» базируется не на абстрактном желании фанатов получать увлекательную борьбу. Это явление имеет отношение к гораздо более материальным вещам: попыткам сделать Формулу-1 более прибыльной. В настоящий момент наши любимые автогонки являются для владельца (CVC) инвестиционным инструментом, который должен принести прибыль. Разумеется, в современном обществе было бы глупо сокрушаться по поводу таких меркантильных настроений: если бы не капитализм и не желание некоторых товарищей обогатиться, Формула-1 никогда бы не поднялась выше уровня гаражных кооперативов 60-х. Но когда вы слышите призывы «сделать Формулу-1 интереснее», не сомневайтесь – это владельцы хотят зарабатывать больше денег.  

Пора передать больше полномочий командам и CVC – людям, которые зарабатывают деньги, а не политические очки.

Как ни парадоксально, страсть CVC к увеличению прибыли и желание болельщиков сделать Формулу-1 зрелищной всецело и полностью совпадают. Фанаты и CVC взаимосвязаны. Если гонки станут интересными, за ними будет наблюдать больше зрителей. Это позволит телеканалам привлекать рекламодателей и обосновывать повышенные расценки за доступ к широкой аудитории. Рост количества зрителей также либо увеличит количество Гран-при, либо позволит Берни настаивать на более значительных выплатах от организаторов действующих этапов.

Команды, которые требуют от CVC перераспределения доходов Ф-1, получат возможность дополнительного аргумента в свою пользу: если выручка Ф-1 увеличится, владельцы могут расширить квоту прибыли команд без ущерба для себя. 

В идеальном мире, где существуют только FOTA и CVC, консенсус можно найти очень быстро – обе стороны заинтересованы в том, чтобы гонки Ф-1 оставались зрелищными. Но в случае с Формулой-1 есть третий игрок – FIA. Федерация в свое время передала за три копейки Экклстоуну коммерческие права на чемпионат, но не продала свою гордость – осталась в качестве регулятора. Федерация пишет правила, зияющие «серыми зонами», которые трактуют исходя из политического момента. FIA снаряжает судей. Стюарды – разного рода деятели, вроде владельцев индийских кинотеатров и функционеров автоклубов – до сезона 2010 года никогда не выступали в Формуле-1, но чувствовали в себе силы судить Гран-при. Организация с Площади согласия осуществляет контроль над гонками, в последнее время все более сомнительный (можно вспомнить хотя бы обгон Шумахера в Монако или события в Бельгии в 2008-м).

Система управления FIA полна забавных рудиментов. Например, команда, которая желает (за свои деньги) выступить в Формуле-1, обязательно должна попросить разрешения у местной автоспортивной федерации. Протесты в Международный апелляционный суд подаются также при помощи федерации или автоклубов. Особенно забавно это выглядит в ситуации, когда спорят команды из одной страны. 

Перекраивая регламент, FIA должна ответить на вопрос – для чего зрители смотрят Формулу-1? Для чего раз в две недели они откладывают дела и отказываются от свадьбы любимого родственника? Исключительно для того, чтобы наслаждаться интересной борьбой на трассе. Зрителей не интересуют политические пристрастия FIA и обострённое чувство собственного достоинства федеративных функционеров. Вот вам главное откровение: Формула-1 может существовать без FIA, а федерация без Ф-1 – нет.

Зрители не хотят разбираться в «зелёных технологиях», они не желают превращения Формулы-1 в экологическую лабораторию имени Ала Гора. Болельщики не намерены терпеть ситуацию, когда технические инновации в Ф-1 оцениваются на предмет полезности народному хозяйству. Слишком поздно — как минимум три последних десятилетия Формула-1 представляет собой синтетическое явление – оторванный от реальности спорт. Любое спортивное мероприятие — это вещь в себе: от состязания самых быстрых и сильных не ожидают никакого непосредственного вклада в развитие экономики, не считая прибыли промоутерам и тем, кто обслуживает болельщиков. 

Остаётся надежда, что FIA поймет необходимость сделать гонки более зрелищными.

Поэтому ни о каких снижениях бюджетов, никому не нужной «экологической» Формулы-1 («Феррари» никогда не будет продавать дизельные малолитражки) не должно идти и речи. FIA, CVC и FOTA должны сконцентрировать свои усилия на одном: увеличении зрелищности Формулы-1. 

Работы здесь – непочатый край. Главное, поставить перед собой нужные задачи и начать действовать.   

Комментарии