Фернандо Алонсо после финиша с каменным лицом намекал в интервью Шестому каналу испанского телевидения, что гонка в Валенсии оказалась «подтасована». Естественно, не в его пользу. Шестому каналу лишний раз про это напоминать не стоило: комментаторы и без того критиковали коварного Хэмилтона всю вторую половину дистанции, предполагая, что странное поведение FIA проявилось не просто так. Ведь всем известно: Чарли Уайтинг британец, и по этой причине он должен помогать своему соотечественнику.
Фернандо Алонсо и «Феррари» зря намекали на предвзятость – на их месте может оказаться любая команда.
Легенда о том, что в «Макларене» в 2007-м Алонсо спускали воздух в колёсах в пользу Льюиса, на Пиренейском полуострове живее всех живых. «Скудерия» вроде как официально вынесла вердикт на своём сайте: гонка объявлена скандалом. Пьеро Феррари – вице-президент «Феррари» — заявил, что он большой любитель американских гонок и вот там-то пейс-кар выпускают идеально. Лука ди Монтеземоло сначала воздержался от комментариев – видимо, был занят выбором нового телевизора – но затем сообщил, что это «неприемлемое событие бросает тень на репутацию Формулы-1». Золотое перо испанской журналистики Карлос Микель резюмировал: «Хэмилтон стал вторым при помощи FIA».
В старые времена, когда на Площади согласия восседал Макс Мосли, группа комментаторов (в том числе и анонимных – на сайте «Скудерии») не чувствовала бы себя столь вольно. Сам Алонсо и его тогдашний босс Флавио Бриаторе должны помнить, как во время Гран-при Италии 2006 года намекали на то, что FIA помогает «Феррари». Механики «Рено» в боксах тогда держали небольшой плакат Ferrari International Assistance («Международная помощь „Феррари“). После грозного окрика из Парижа всем пришлось дружно и громко извиняться. Сейчас во главе федерации находится бывший подчинённый Луки ди Монтеземоло и Пьеро Феррари. Судя по всему, по старой памяти итальянцы решили, что имеют право высказывать своё мнение, как им заблагорассудится.
Гонка в Валенсии показала, насколько коротка память у Карлоса Микеля, гонщиков, представителей команд и болельщиков. На Гран-при Европы не произошло ничего необычного – Центр управления гонки строго придерживался своего давнего репертуара абсурда. Далеко не в первый раз достопочтенные седовласые джентльмены не готовы к переменчивым условиям Гран-при, а регламент не может им помочь.
»Феррари" не повезло, и хорошая гонка превратилась в посредственную? На Гран-при Монако из-за ошибки Центра управления Шумахер потерял призовое место. Всемирный автоспортивный совет уточнил пункт правил, но немцу очки не вернули. Судьи долго совещались, прежде чем вынести вердикт? На Гран-при США 2004 года стюарды 57 кругов тянули с наказанием Хуана-Пабло Монтойи. Гонщик смог увеличить преимущество и компенсировал штраф? Можно вспомнить Нико Росберга на Гран-при Сингапура 2008 года – «отсидев» в боксах 10 секунд, он смог финишировать на втором месте. К слову, если вспомнить ещё некоторые события Гран-при Сингапура, подозрения в «манипуляции» результатами гонки кое-кому стоит держать при себе.
Впрочем, справедливости ради, правила сэйфти-кара сложны для практического исполнения. Бернд Майлендер должен найти в пелотоне первенствующий болид. Точнее, непосредственный поиск осуществляет его «штурман» Питер Тиббетс. Как только машина безопасности определяет лидера, весь пелотон замедляется. Часто найти первого пилота сложно — а спешка с принятием решения может привести к конфузу, наподобие инцидента в По: в чемпионате WTCC в 2009-м водитель автомобиля безопасности так спешил оказаться перед лидером, что подрезал пелотон и устроил аварию.
В Валенсии Себастьян Феттель преодолел зону выезда из пит-лейна, а Льюис Хэмилтон не успел. Стоит отметить, что эти ребята — включая Алонсо – могли избежать нервного напряжения, если бы заехали в боксы сразу после объявления машины безопасности. Дженсон Баттон, который в нынешнем пелотоне соображает максимально быстро, именно так и сделал – правда, в процессе нарушив правило медленного возвращения в боксы. По его словам, в момент появления ограничения на руле и звуковых сигналов в наушниках он почти въехал в зону обслуживания и никак не мог замедлиться. У других пилотов свои оправдания. «Когда пришёл сигнал о выходе машины безопасности, мы как раз преодолели шпильку. После неё следуют несколько быстрых поворотов, смотреть на дисплей рулевого колеса там некогда. Я нарушал скоростной режим секунды две, но мне пришлось бы очень серьёзно тормозить, чтобы этого не делать», — заявил Адриан Сутиль.
Сейфти-кар на трассе тоже подвергается опасности.
К слову, Центр управления гонкой оказался перегружен в момент массовых пит-стопов. Некоторое время Чарли и компания решали, не нарушала ли правила борьба в боксах Хюлькенберга и Буэми, а также Петрова и Лиуцци. Соответствующие рапорты были направлены стюардам, но те решили наказание не выносить.
Если Хэмилтон и технический штаб «Феррари» решили не зазывать мгновенно пилотов в боксы («Скудерия» вполне могла это сделать, обошлось бы без обид), то команда «Мерседес» перехитрила сама себя. Шумахер зарулил на пит-стоп позже всех и был вынужден пропустить на выезде кавалькаду машин. По мнению Росса Брауна, было вовсе необязательно показывать Михаэлю Шумахеру красный сигнал светофора: между Хэмилтоном и Кобаяси в тот момент было 19 секунд, немец смог бы выйти на трассу без существенной потери позиций и не подвергнуть никого опасности. Однако центр управления гонкой решил, что сэйфти-кар уже (с горем пополам) собрал за собой пелотон. Браун пожаловался в эфире Уайтингу, тот заявил, что будет разбираться – в итоге ничего не произошло. В конце концов, вас тут много – а Уайтинг один.
Специальному агенту ФБР Фоксу Малдеру, который совершенно неожиданно судил Гран-при Валенсии вместо Хайнца-Харальда Френтцена, стоит воздать должное. Стюарды правильно разобрались в массовых нарушениях: по подсчётам тим-менеджера «Заубера» Беата Цендера, из-за заминки на трассе во время требуемого периода снижения скорости гонщики выиграли максимум две-три секунды. Поэтому штраф в пять секунд – хотя формально он нигде не прописан — был абсолютно адекватен нарушению. В вопросе, кто задержал принятие решения по Хэмилтону – центр или судьи, – предстоит разобраться.
Учитывая сложность ситуации на трассе и загруженность центра управления гонкой, Френтцен и компания отработали неплохо. Как бы парадоксально это ни звучало. Дело в том, что в современной Формуле-1 есть только один судья с реальными полномочиями – Чарли Уайтинг. Именно он начинает разбирательство после жалобы из боксов (как, скорее всего, произошло в случае с Алонсо) или углядев нарушение на мониторах трассы. Стюарды подключаются позже – они работают исключительно на основе рапортов Центра управления. Сокрушаться по поводу неэффективности представителей FIA можно долго, но в настоящий момент, судя по всему, ждать немедленных изменений не стоит.
Несмотря на хаос в Центре управления гонкой, стюарды смогли сгладить противоречия.
Фанатов автоспорта может радовать тот факт, что они не одиноки: на чемпионате мира по громкой игре на вувузеле рефери ошибаются сплошь и рядом.
И последнее: в середине сезона сбылось зловещее предсказание. Порождение Макса Мосли – крохотные команды со смехотворными бюджетами — начали серьёзно влиять на безопасность гонок. Майк Гаскойн должен признать: если пилот «Лотуса» тормозит на 80 метров раньше гонщика «Ред Булл», только потому, что у зелёных автомобилей неэффективная тормозная система и проблемы с прижимной силой, аварийная ситуация не может не произойти. Самих пилотов винить сложно – произошла обыкновенная гоночная ситуация, но то, что её последствия были ужасающими, прямая заслуга Макса.