Формула-1 выбирает себе 13-ю команду. Этот процесс, как и предупреждали абсолютно все наблюдатели, проходит сложно. Финансово независимые команды младших серий (такие, как «АРТ») или известные компании по производству гоночных машин (вроде «Лолы» или «Продрайва»), как оказалось, не горят желанием присоединиться к пелотону.
Нормальные гоночные коллективы не горят желанием приходить в Ф-1.
В результате за право принять участие в чемпионате сражаются международные проходимцы, коллективы, которым не хватило денег на участие даже в GP2, и Жак Вильнёв.
Предполагалось, что в первоначальном списке FIA было больше десятка кандидатов. Попасть туда было несложно – достаточно было заплатить EUR1000. Затем федерация начала процесс тщательной проверки заявок. Как вы помните, вакансия в пелотоне возникла из-за провала команды USF1, чьи руководители – Кен Андерсон и Питер Уиндзор – стартовали с первого места в гонке обещаний и невыполнимых прожектов, но вылетели в первом повороте (победилЗоран Штефанович, между прочим). FIA, конечно, тоже должна была проверить состояние счетов и готовность USF1 участвовать в чемпионате, но ярым сторонником коллектива выступил Председатель Сената FIA американецНик Кро – и к Андерсону с Уиндзором особенно не придирались.
В этом году всё обстоит серьёзно.Берни Экклстоун требует депозит в 16 млн фунтов, а FIA на самом деле собирается проверить готовность новых команд к созданию настоящего болида, а не разукрашенных компьютерных моделей.
Трезво оценив перспективу, команда «АРТ» (совладелец которой, между прочим, сын президента FIA), решила не рисковать. «АРТ» прекрасно себя чувствует в младших сериях, где выступает блестяще и генерирует стабильный денежный поток. Рисковать Николя Тодт и Фредерик Вассёр не решились. Перед ними – живой пример Адриана Кампоса, который обладал одной из самых успешных команд в GP2, продал её – и не смог нормально дебютировать в Формуле-1. По причинам вполне прозаическим: не хватило денег.
Как предполагается, на данном этапе осталось четыре кандидата на 13-е место. Это объединённая заявка Вильнёва и «Дюранго», «Эпсилон» Вилладельпрата, команда неунывающего
Кто оплачивает энтузиазм Вильнёва и «Дюранго»?
Зорана Штефановича и американская зашифрованная «Сайфер». Не стоит забывать, что «Хиспания» тоже может быть выставлена на продажу. Хосе-Рамон Карабанте изначально рассматривался как временный владелец. Популярная теория предполагала, что испанец выступает от имени Берни Экклстоуна и при первой же возможности может отдать команду за хорошую цену. Сейчас «Хиспания», по слухам, почти договорилась об использовании ресурсов и штаб-квартиры «Тойоты» в Кёльне — это прекрасная предпродажная подготовка. Если вокруг Формулы-1 и существует игрок, который обладает значительным состоянием и желает попасть в автогонки (и до этого держал своё стремление в секрете), «Хиспания-Тойота» станет для него лучшей возможностью.
Список потенциальных участников выглядит довольно пёстро. Жак Вильнёв объявил о своём намерении объединить усилия с итальянской командой «Дюранго». Выбор, мягко говоря, спорный. «Дюранго» не хватала звёзд с неба, а в конце 2009 года и вовсе была вынуждена пропустить два последних этапа GP2 после того, как Стефано Колетти – гонщик и основной источник денег команды – едва не сломал позвоночник в «Красной воде» и, попутно, расколотил болид. Давиде Валсекки – еще один источник выручки — ещё раньше заменилГрожана в «Аддакс». В итоге «Дюранго» не смогла принять участие в азиатской серии GP2 – команде не удалось собрать всего 500 тыс. евро. С такими финансовыми возможностями о Формуле-1 остаётся только мечтать.
Здесь, конечно, возникает вопрос – а где Вильнёв и «Дюранго» собираются брать деньги? По этому поводу в паддоке циркулируют сногсшибательные слухи – от участия в проекте сына диктатора Ливии до закулисных манёвров, которые якобы предпринимает в отношении команды Вильнёва Флавио Бриаторе. Итальянец в последнее время побирается к Формуле-1 – он был на Гран-при Европы, недавно посещал Маранелло и по-прежнему является бизнес-партнёром Берни Экклстоуна.
Насколько серьёзно любой потенциальный инвестор будет относиться к Вильнёву? Это большой вопрос.
Канадец настаивает на своём самостоятельном участии в Формуле-1 (в стиле «возвращения» Михаэля Шумахера). У автора этих строк почти нет сомнений, что эта инициатива превратится в оглушительный провал. Жака Вильнёва демонстративно уволили из «БМВ» в 2006-м, посадив на его место Роберта Кубицу. До этого канадец выглядел не слишком убедительно на фоне Фелипе Массы и Ника Хайдфельда. Вильнёв принял вялое участие в серии «Спидкар» в 2009-м, но лучшим его результатом стало пятое место.
Ещё одна американская команда – «Сайфер» – уже начала активную коммерческую деятельность. Со своего сайта она продает футболки по $ 28. Коллектив утверждает, что помимо маек у него есть серьёзная финансовая поддержка. Кто является спонсорами команды – неизвестно. Пэррис Мюллинз, правая рука основателя YouTube Чеда Херли, утверждал, что для последнего Формула-1 ещё не потеряла привлекательности. Вполне вероятно, этот как раз тот самый случай. В «Сайфер», который располагается в Северной Каролине, перешли почти все сотрудники USF1. Команда сообщила, что гонщиком, в случае успешного прохождения заявки, станет Джонатан Саммертон — малоизвестный пилот, вершиной карьеры которого стала победа в серии A1 в Шанхае почти три года назад.
Не удивляйтесь, если в 2011-м в Формуле-1 останется по-прежнему 12 команд.
Команда «Эпсилон» является настоящей автогоночной фирмой с солидными техническими возможностями. Руководители «Эпсилона» – Вилладельпрат и Ринланд – весьма уважаемы в автоспортивном мире и имели непосредственный опыт работы с Формулой-1. Однако у баскской команды есть проблема – денег не хватает. Амбициозный проект создания шасси класса LMP1 пробуксовывает из-за недостатка финансирования. «Эпсилон» уже осталась за бортом первого раунда выбора FIA команд (выиграли USF1, «Манор» и «Лотус») и донабора (победа «Заубера»). Вряд ли за год команде удалось изменить ситуацию. Из всей четвёрки – именно этот коллектив больше всего заслуживает появления в Формуле-1.
Неутомимый серб Зоран Штефанович выступает в той же лиге дешёвого пиара, что и Питер Уиндзор. С одной стороны, деньги у него есть – иначе сотрудничества с «Тойотой» не было бы. С другой стороны, средств у этого товарища явно не очень много: по некоторым данным, груз запчастей (собственность «Тойоты», между прочим), театрально отправленный в Бахрейн и в Куала-Лумпур в начале 2010 года «завис», и владельцу пришлось доплачивать за его возвращение. Учитывая, что в команде работает Майк Кофлен (а он не связан бизнес-партнёрством с Экклстоуном, как другой нарушитель – Флавио), а Штефанович подавал в суд на FIA, шансов получить тринадцатое место почти нет.
Так что не удивляйтесь, если в 2011 году стартовое поле по-прежнему будет замыкать Сакон Ямамото на «Хиспании». Главное, чтобы сама «Хиспания» осталась в пелотоне. В противном случае FIA можно будет выразить искренние соболезнования: федерация не может найти и одного желающего выступить в Ф-1, а тут придётся привлекать к участию сразу две команды.