Соблазнится ли FIA жесточайшим наказанием?
Александр Стельмах
Соблазнится ли FIA жесточайшим наказанием?
Комментарии
Всемирный автоспортивный совет впервые после отставки Мосли будет преодолевать тягу к наказанию. Рубрика "Жёлтый флаг" предсказывает, что в деле "Феррари" будет достигнут компромисс.

Дело в Формуле-1 потихоньку движется к заседанию Всемирного автоспортивного совета. Впервые в этом сезоне достопочтенные господа, руководители национальных автомобильных и автоспортивных федераций, будут разбираться с командой «Феррари». В их числе и генерал-полковник Виктор Кирьянов, главный государственный инспектор безопасности дорожного движения России. Совет, известный в прошлом своей склонностью к жесточайшим спортивным наказаниям, соберётся 8 сентября – всего за несколько дней до Гран-при Италии. На повестке дня – вопрос об уместности использования командной тактики, которая привела к победе в Германии Фернандо Алонсо.

«Феррари» виновна и вряд ли докажет обратное.

Практически все болельщики не сомневаются, что в Хоккенхайме мы стали свидетелями КТ в исполнении Фелипе Массы. Совершенно очевидно, что Масса пропустил Алонсо вперёд намеренно. Сам факт этого явления не оспаривался никем, кроме, пожалуй, самых страстных болельщиков «красных». Все дискуссии после гонки концентрировались в основном вокруг вопросов: является ли командная тактика легальной, нужно ли игнорировать поведение «Феррари» либо КТ стоит однозначно признать незаконной, а команду Алонсо и Массы наказать.

Стоит помнить, что стюарды, номинально независимые деятели, уже признали «Феррари» виновной в нехороших поступках в Хоккенхайме и оштрафовали её на $ 100 тыс. Среди них был Хосе Абед, который входит в совет. Судьи, скорее всего, обосновывали своё заключение на данных телеметрии, которая, судя по вердикту, не дала возможность «Феррари» утверждать, что в 15:07 по местному времени Масса сделал ошибку или на его болиде (внезапно) возникли технические проблемы.

Команда Алонсо и Массы, таким образом, предстанет перед лучшими людьми FIA в качестве обвиняемой. Заседание совета не станет философским диспутом о месте КТ в Формуле-1 и однозначно не превратится в мини-референдум на тему, стоит ли немедленно менять спортивный регламент, удалив оттуда спорный пункт. Вполне вероятно, что положение о командной тактике будет исправлено в будущем, но на сегодняшний момент норма обладает законной силой. Это означает, что «Скудерию» попросят представить конкретные доказательства того, что соответствующая статья регламента не была нарушена.

Главная задача «Феррари» – доказать, что команда не готовила заранее решение о смене позиций и не принуждала Массу уступить место Фернандо Алонсо во время гонки. Инженерам «Скудерии», разумеется, хватило ума не говорить в прямом эфире: «Фелипе, пропусти Фернандо ради чемпионского титула». Однако сотрудники «Феррари» весьма плохо подготовились к послегоночным интервью. Времени на согласование единой версии не было. В результате представители «Феррари» выдали три разных обоснования произошедшего: Лука Колаяни заявил, что Фернандо Алонсо обогнал Фелипе обычным образом; Роб Смедли сообщил, что Масса сделал ошибку, а бразилец отметил, что самостоятельно принял решение пропустить вперёд испанца. Все эти высказывания записаны на видео.

Жан Тодт стремится оказаться самым незаметным человеком среди членов совета.

Если совет решит наказать «Феррари» в рамках действующего регламента, проблем с обоснованием этого решения у него не будет.

Другой вопрос, накажет ли?

Суд над командой станет первым подобным процессом для нового президента – Жана Тодта. Ранее проблем у патрона федерации не возникало: Макс Мосли привычным образом одновременно выступал обвинителем и судьёй (а FIA любезно брала на себя функции следователя). Экс-президент и сейчас на правах специалиста по наказаниям требует для «Феррари» самого сурового взыскания.

Жан Тодт ещё несколько месяцев назад пообещал максимально отстраниться от всех подобных слушаний, передав полномочия рядовым членам совета. К слову, голосовать 8 сентября будут явно не все – в совет входят Виджай Маллья (на правах председателя Федерации автоспортивных клубов Индии) и Берни Экклстоун. Может воздержаться и итальянец Энрико Джелпи. Формально Тодт обеспечит полную непредвзятость процесса, но название его предыдущего работодателя и тяга к КТ может сделать оправдательный вердикт подозрительным – вопли о том, что FIA продалась «Феррари», зазвучат с новой силой.

В последнее время FIA изо всех сил избегает конфронтаций и скандалов, опасаясь привлечь излишнее внимание к хрупкому спорту, который за последние сезоны погряз в шумном выяснении отношений и почти непрерывной порке провинившихся: «Макларен» в компании с Кофленом и его не слишком сообразительной супругой; «Рено» с дискетами; врущего Хэмилтона и его команды. И апофеоз – матерь всех скандалов: прошлогодний «крашгейт», в рамках которого в «Рено» была вскрыта колоритная преступная группа в составе Бритаторе, Симондза и Пике-мл.

Наиболее вероятное наказание – условное. Мосли будет разочарован.

Прогноз автора этих строк: «Феррари» будет признана виновной, но получит относительно мягкое – условное – наказание в виде дисквалификации в случае, если злоупотребление КТ повторится. В текущей ситуации такое решение стоит признать верным. Однако FIA необходимо самым недвусмысленным образом дать сигнал всем командам: повторение событий Гран-при Германии недопустимо и вызовет куда более серьёзную и немедленную реакцию.

Маловероятно, что «Феррари» не устроит этот вердикт.

Комментарии