Проверка Монцей
Александр Стельмах
Проверка Монцей
Комментарии
Храм автоспорта готов проверить, не подрастеряли ли навыки его прихожане за сезон путешествий по разного рода Тилькедромам. Старый трек собирается испытать потенциального чемпиона по-своему.

Недавно любимый всеми зодчий Герман Тильке признался, что он бы и рад создать хорошую трассу, но ему постоянно мешают. Функционеры из FIA хотят видеть гектары залитых асфальтов зон вылета. Владельцы новых трасс не прочь проводить ещё и мотогонки – требования безопасности для байков вынуждают проектировщиков делать широкие зоны вылета даже там, где они бесполезны для болидов. Неподалёку нужно ввинтить сияющую башню для богатых посетителей или циклопическое сооружение – чтобы геополитические противники лопнули от зависти. В результате появляются трассы, которые больше всего напоминают гигантскую стоянку у гигантского гипермаркета ранним субботним утром – когда там почти нет машин. Трудно сказать, пытался ли Тильке оправдать этой жалобой неуверенность в своих силах, но в одном он точно прав: трасса типа Монцы для современной Формулы-1 абсолютно уникальна. И уж точно не похожа на его творение.

Монца максимально близка к статусту автоспортивной Мекки.

Жажда наживы другого департамента Формулы-1, который возглавляет Берни, привела к тому, что классических трасс в календаре осталось совсем немного. Во-первых, промоутеры старых треков не в состоянии поспевать за запросами Экклстоуна. Во-вторых, именно классические автодромы становятся кандидатами на вылет, когда постояльцы очередного арабского мега-отеля начинают скучать и их нужно срочно развеселить автогонками.

Но трассы-то — они ведь особенные. Монца – третий в мире трек после Бруклендса и Индианаполиса, который был специально построен для автогонок. Явление для континентальной Европы по тем временам немыслимое: в отличие от Британии, гонки дозволялось проводить по дорогам общего пользования, и создание отдельного автодрома казалось совершенно неразумной тратой денег. Этот исторический экскурс наглядно показывает, насколько страстными болельщиками были итальянцы ещё тогда, когда мировой автоспорт только начинал первые шаги.

В отличие от парковки перед гипермаркетом (которая что в Бахрейне, что в Тёплом Стане одинакова), стремительные прямые в Монце помнят победы Аскари (и отца, и сына), Широна, Нуволари, Караччиолы, Фанхио, Мосса, всех трёх Хиллов – родственников и однофамильца, Стюарта, Фиттипальди (судит в этом году в Монце), Петерсона, Лауды, Пике, Сенны, Шумахера и многих, многих других. Монца принимала гонку каждого сезона Формулы-1, за исключением 1980-го. В отличие от «Хоккенхаймринга», трек в Италии претерпел относительно незначительные изменения – добавлено несколько шикан.

Высокие скорости – высокие риски.

Гигантский овал, потихоньку ветшающий, является монументом автоспортивного духа безумных 50-х. Ещё задолго до появления в календаре нового Индианаполиса, болиды Формулы-1 опробовали здесь бэнкинг 10-километровой трассы, которая включала в себя и современный контур, и высокоскоростной овал.

Высокие скорости невероятно опасны. Несмотря на то что Монца статистически является одним из самых спокойных треков, а пилоты почти не сходят здесь с дистанции, в новейшей истории мы, к сожалению, стали свидетелями трагедии – в 2000 году погиб маршал Паоло Гислимберти, в которого попало колесо, оторвавшееся от болида Френтцена. Всё произошло в результате завала во второй шикане – массовой аварии в узких местах трассы нельзя исключать и в этом году. Тем более что в пелотоне есть Себастьян Феттель, которого обычно не заботят препятствия в виде соперников впереди.

Помимо своей исторической значимости Монца не потеряла и спортивного эксклюзива – прямые на трассе столь быстры, что автомобили приезжают в Италию со специально созданным аэродинамическим пакетом, предусматривающим минимальную прижимную силу. Требования настолько уникальны, что “Макларен” решил было демонтировать свой эффективно работающий воздуховод – но в итоге в пятницу тестировал оба варианта. У других коллективов мнения разошлись – многие сохранили заветный туннель.

“Макларен” изо всех сил пытается закрепиться в лидерах: Монца для Льюиса – прекрасный шанс.

В любом случае, с воздуховодами или без них, именно Монца окажется самым быстрым треком в чемпионате – скорости вполне могут достигнуть 350 км/ч. Быстрый темп является главным козырем “Макларена”. Вы уже, наверное, читали, что итальянский трек для команды Уитмарша станет прекрасной возможностью нарастить преимущество в борьбе с “Ред Булл”. У красных быков, напротив, прогнозируются проблемы – их вотчина быстрые повороты, но не медленные шиканы. Так что если Хэмилтон всерьёз собирается стать двукратным чемпионом мира, ему лучше не подсматривать в учебник Себастьяна Феттеля, а провести гонку спокойно и на высоком уровне.

Две сессии тренировок, впрочем, показали, что сбрасывать со счетов команду “Ред Булл” ещё рано. Как и подобает главным претендентам на победу в чемпионате, их автомобиль, в общем-то, универсален – про это напомнил Феттель, который был быстр и утром, и после обеда, возглавив протокол второго дня тестов. Нельзя забывать и команду “Феррари”. За исключением Гран-при Бельгии, где всё пошло наперекосяк ещё в квалификации, последние несколько гонок болид F10 демонстрирует значительную скорость – в Италии “Скудерия” должна быть сильна. Накануне гонки лидер команды (а после Гран-при Германии сомнений в статусе Алонсо нет) накачал сотрудников “Скудерии” мотивирующими посланиями в стиле: отступать некуда – если проиграем в Монце, проиграем чемпионат. Родные стены должны помочь, тем более что на долю “Феррари” в последнее время выпало немало негатива – надеемся, что на капитанском мостике поняли эти сообщения и в ближайшее воскресенье заткнут рот всем критикам великолепным выступлением.

Где, как не в Монце, стоит ждать триумфа “Скудерии”?

Комментарии