Всего за пять этапов до завершения чемпионата мира в пелотоне замена боевого пилота – вместо Педро де ла Росы за “Заубер” поедет Ник Хайдфельд. Если не считать увлекательной кадровой чехарды в “Хиспании”, это первый случай в сезоне, когда действующий гонщик отправился восвояси.
Заубер меняет пилотов не от хорошей жизни.
Хайдфельд, который проживает вместе со своим бурно увеличивающимся семейством в швейцарской Штефе, вновь возвращается в Хинвилл – в третий раз в своей карьере. Встреча вряд ли будет радостной. И не только потому что после демонстративного ухода из Формулы-1 баварского концерна настроения в стане команды Петера вовсе не радужные.
За свою карьеру Ник Хайдфельд был вынужден несколько раз принимать сложные решения, которые, к счастью, были удачными. В 2000-м пилот дебютировал в “Просте”, где был вынужден столкнуться с враждебным приёмом Жана Алези. Французу – после двух взаимных стычек на трассе – не очень-то понравился напор немца. Впрочем, Ник произвёл неплохое впечатление на Заубера – и перешёл в швейцарскую команду в 2001-м. К сезону-2003 прогресс Хайдфельда остановился (Ник с треском проиграл земляку из депрессивного Мёнхенгладбаха – Френтцену), и контракт с пилотом не продлили. По причине откровенно вялых выступлений в предыдущем сезоне в 2004-м конкурентоспособные команды услугами немца не заинтересовались, и пилот был вынужден перейти в “Джордан”, где выступал практически бесплатно.
Прекрасные результаты пилота на слабом болиде и его боевой дух обратили внимание команды “Уильямс”. Однако Фрэнк Уильямс и Патрик Хэд были не готовы сразу трудоустроить гонщика (кто такой этот Хайдфельд?) и заставили Ника пройти процедуру унизительного отбора. Всё межсезонье Хайдфельда сравнивали с Антонио Пиццонией и, в результате – в драматичной манере, едва ли не накануне презентации – выбрали немца. Люди “Уильямса” тогда (по инерции от победы Монтойи) воспринимали себя как важных представителей топ-команды и считали, что имели право на разборчивость. Отборочные конкурсы в стиле телепередачи “Стань звездой” тогда воспринимались нормально.
В 2005-м Хайдфельд оказался в одной команде с нынешним претендентом на чемпионство Марком Уэббером. Австралиец тогда был восходящей звездой – журналисты наперебой сравнивали его с Джонсом и Брэбхемом. Но Хайдфельд не испугался –
Сегодня в Формуле-1 увольнять плохих пилотов по ходу сезона почти невозможно.
и выступал на уровне Марка вплоть до своей травмы. После того как Марио Тайссен взял Ника с собой в BMW, карьера пилота рванула ввысь, включая сверхудачный сезон 2007 года – но два года спустя вновь начала пробуксовывать.
Почему Заубер решил отказаться от услуг Педро де ла Росы? На фоне Камуи Кобаяси опытный супертестер выглядел бледно и не мог регулярно приносить очки (хотя и набрал шесть). Справедливости ради, постоянные технические проблемы болидов из Хинвила кампании испанца не очень помогали.
“Зауберу” необходимо финишировать в Кубке Конструкторов выше – это принесёт дополнительные миллионы в сезоне 2011 года. Небольшой шанс обогнать “Уильямс” есть. Не стоит забывать и о конкурентах: определённую опасность представляет и “Скудерия Торо Россо”, которая к концу сезона разродилась таки техническими обновлениями.
Решение Заубера не выглядит рискованным – если вторая машина команды по-прежнему будет прозябать в середине пелотона, хуже не станет. Но решение уволить де ла Росу не было тривиальным: в текущих условиях замена пилота на гонщика, который не садился за руль актуальной машины, практически невозможна. Команды не могут готовить своих тест-пилотов и не в состоянии растить талантливую молодёжь. Подобная ситуация, как ни парадоксально, приносит пользу Виталию Петрову – если бы у “Рено” был обкатанный новичок или возможность провести тестовую сессию для любого пилота, позиции россиянина, который набрал в пять раз меньше очков, чем Роберт Кубица, были бы не столь прочны. Если второй пилот “Рено” смог бы завоевать хотя бы половину очков поляка, команда Эрика Булье с запасом опередила бы “Мерседес”. И тоже получила бы дополнительные миллионы.
Впрочем, отсутствие тестов – плохие новости и для пилотов, чьи карьерные перспективы чрезвычайно ограничены.
Совершенно очевидно, что предложение Заубера Ник принял практически из отчаяния. Согласие выступать в “Заубере” стало подтверждением: у пилота до сих пор нет предложений
Хайдфельд идёт на самый серьёзный риск в своей карьере.
на 2011-м от конкурентоспособных команд. Хайдфельд идёт на отчаянный, беспрецедентный риск и использует дорогу, которая уже похоронила карьеру Ромэна Грожана, выставила на смех Луку Бадоера и доставила немало неприятностей Джанкарло Физикелле. В прошлом году римлянин перешёл в “Скудерию” прямиком со второй ступеньки пьедестала в Спа – но не смог набрать ни одного очка в последующих гонках.
В этом сезоне за рулём актуального болида Ник ещё не сидел. Он не знает, как ведут себя новые передние покрышки, как работает автомобиль с полной загрузкой топлива, как управлять хитрым воздуховодом (Лиуцци до сих пор не научился). Все проблемы навалятся сразу – на чрезвычайно сложной городской трассе имени Нельсона Пике-мл в Сингапуре, которая не прощает ошибок.
К тому же в наследство от де ла Росы немцу досталась весьма суровая ситуация с моторами. Лимит исчерпан – каждый новый силовой агрегат будет отбрасывать Ника в конец поля. Его может утешать лишь то, что некоторые соперники вплотную подобрались к опасному рубежу, но прорывы вперёд от этого не станут легче. К тому же пять заокеанских Гран-при для команды уровня “Заубера” означают полное отсутствие нововведений – машина не станет лучше и, вполне вероятно, останется такой же ненадёжной.
Впрочем, кто не рискует, тот смотрит гонку Формулы-1 по телевизору.