"Сузука" не для слабонервных
Александр Стельмах
"Сузука" не для слабонервных
Комментарии
Некоторые гонщики не зря побаиваются "Сузуку" – это злой трек, построенный ещё в те времена, когда Тильке ходил в школу. "Сузука" не определит чемпиона – но может сузить круг претендентов.

Иногда стоит воздать должное финансовому кризису – из-за упадка в автомобильной индустрии компания “Тойота” больше не могла позволить себе траты на проведение Гран-при страны на трассе “Фудзи” и гонки вернулись в Сузуку (которой — злая ирония – владеет “Хонда”). С точки зрения логистики “Фудзи” была ночным кошмаром: зрителей приходилось доставлять на трассу специальными автобусами, сложный рельеф местности создавал “слепые зоны” для некоторых болельщиков на трибунах, которые – очень вежливо, но настойчиво – постоянно жаловались по этому поводу. 

«Сузука» со своей нетривиальной “восьмёркой” – пламенный привет из 60-х.

В Сузуке таких проблем не будет – трасса обожаема не только зрителями, но и пилотами. Уникальный трек с двухуровневой развязкой построил в начале 60-х голландец Джон Гугенхольц, который в те времена воспринимался подобием современного Тильке. Автоспорт в те времена был гораздо злее – бравада гонщиков, рискующих своими жизнями, стала главным вдохновением Гугенхольца, который на протяжении 25 лет руководил треком в «Зандфорте». Рискнём предположить, что главными вдохновителями Тильке являются нули на чеках, которые ему выписывают богатые промоутеры Гран-при в арабских странах. 

Трассы Гугенхольца (а это «Харама», «Зандфорт», секция “Мотодром” на «Хоккенхаймринге» и, разумеется, «Сузука») обладают схожими характеристиками: скоростные захватывающие повороты, соединённые длинными прямыми с “сюрпризами” — вроде изгиба 130R. 

«Сузука» не позволяет пилотам расслабиться на протяжении всего круга. Cтартовая прямая завершается странным по нынешним меркам первым поворотом, по дуге выводящим пилотов в группу “эсок”. Этот сектор требует невероятной прижимной силы – сегодня утром именно здесь блистали пилоты “Ред Булл”. Скоростной изгиб “Дегнер” моментально сменяется почти 90-градусным поворотом – некоторые молодые пилоты не в силах совладать с таким стремительным изменением пейзажа. Затем фирменные размашистые гугенхольцевские петли выводят на участок не для слабонервных – длинная дуга в одном месте превращается в поворот 130R, выводит к шикане “Казино” и возвращает пилотов (тех, кто смог доехать) на стартовую прямую.

В своё время в Формуле-1 было два виража, которые пользовались особым уважением у гонщиков: “Красная вода” в Спа и 130R на «Сузуке». В своё время в “Воде” нужно было притормаживать – только отчаянные безумцы (Жак Вильнев с гордостью причислял себя к этой категории) отваживались проезжать “О Руж” с педалью в пол. Со 130R всё было, вроде бы, проще – радиус поворота (как раз 130 метров) не требовал от гонщиков приподнимать правую ногу. Однако скорости здесь значительно превышали 300 км/ч и малейшая проблема превращалась в катастрофу. Как, например, в 2002 году, когда Алан Макниш на “Тойоте” потерял управление из-за кочки и пробил болидом железный отбойник безопасности. 

Поворот 130R остаётся одним из опаснейших в Ф-1.

Злые языки утверждают, что эта авария стала самым ярким событием для “Тойоты” на исторической родине – если не считать второго места на подиуме Ярно Трулли в прошлом году. 

С тех пор 130R перепрофилировали, и теперь в повороте два апекса. Увы, модификация оказалась смертельной для прекрасного мотогонщика Дайдзиро Като. Он потерял контроль над мотоциклом в 130R, по инерции понёсся вперед и не смог избежать столкновения со стеной перед шиканой “Казино” — мотогонки с тех пор трассу не посещают.  К счастью, в отличие от райдеров, трагедии с автомобилистами на «Сузуке» редки – последняя произошла в 1996-м, когда не выдержало сердце пилота сейфти-кара специального выставочного этапа NASCAR. До этого смерть на трассе во время автогонок была зафиксирована только в 1970-х. И слава богу. 

Многие деятели Формулы-1 с опаской ожидают квалификации перед Гран-при – в прошлом году сессия превратилась в парад аварий, в основном спровоцированных пилотами “Торо Россо”. В этом году в пелотоне есть и новички, и болиды, которыми в принципе невозможно управлять – например “Хиспании”. Испанская команда заинтриговала общественность своим предгоночным пресс-релизом, в котором отсутствовали традиционные в таких случаях высказывания пилотов – вместо них Колин Коллес заявил: “Для меня трасса в Сузуке – одна из лучших”. Звучало так, как будто бы Колин намеревался радикально сэкономить и лично сесть за руль. Сюрприза не получилось – Коллес не будет пытаться запихнуть себя в кокпит: за команду выступают Сенна и Ямамото, который, к счастью, уже вылечился от “отравления”. 

Японец, едва ли не впервые в сезоне, почувствует, что платит свои $ 450 тыс. не зря – в Сузуке его встречает дружественная аудитория. У соотечественника – Камуи Кобаяси – и вовсе есть возможность почувствовать себя Михаэлем Шумахером (до его возвращения в “Мерседес”). Популярность молодого гонщика явно будет зашкаливать. 

К команде стюардов в Японии присоединяется австриец Александр Вурц, который будет судить вместе с Радованом Новаком и Паулем Гутъяром. Для Александра это не первый подобный опыт – он уже работал в Китае и зарекомендовал себя на редкость либеральным стюардом. Именно в Шанхае Феттель и Хэмилтон предположили, что на широком пит-лейне вполне можно продолжать выяснять отношения, а Алекс не возражал.  

Кобаяси и Ямамото чувствуют себя на родине героями.

Удивительно, но в зачёте чемпионата мира ровным счётом ничего не поменялось – по-прежнему пять пилотов претендуют на титул. Начиная с Японии некоторые из них неминуемо будут откатываться назад. Нервозности добавляет и гонка в Корее, которая, вполне вероятно, не состоится. 

Этого должно хватить, чтобы японский Гран-при, который пройдёт достаточно рано по европейскому времени, не вгонял в сон.  

Комментарии