Сочи-2014. Не только Олимпиада
Евгений Кустов
Сочи-2014. Не только Олимпиада
Комментарии
Формула-1 наконец-то обретёт российский этап: первый Гран-при России пройдёт в Сочи в 2014 году. "Чемпионат.ру" анализирует долгожданное соглашение, при этом задавая вопросы организаторам.

Свершилось. Практически внезапно, без многомесячных переговоров, предварительных презентаций проектов и с минимальной циркуляцией слухов в прессе Берни Экклстоун подписал контракт на проведение Гран-при России в Сочи начиная с 2014 года. Контракт, как известно, рассчитан до 2020 года, и сразу предусмотрена возможность продления соглашения ещё на пять лет.

Подписана, выражаясь языком Булгакова, окончательная бумажка, фактическая. В общем, этапу быть, насчёт этого мы практически не сомневаемся.

Утихомирим скептиков, которые уже наверняка говорят, мол, сколько таких проектов было прежде и сколько ещё будет, прежде чем Ф-1 доберётся-таки до России. Обращаем внимание: никогда прежде дело не доходило до подписания контракта и никогда прежде будущий этап не получал столь высокую поддержку, которая есть у сочинского этапа с благословения Владимира Путина. Подписана, выражаясь языком Булгакова, окончательная бумажка, фактическая. В общем, этапу быть, насчёт этого мы практически не сомневаемся.

Почему Сочи, а не Москва или Санкт-Петербург? В принципе логика российских организаторов вполне понятна: после Олимпиады в Сочи останется инфраструктура, которую желательно как-то использовать, а не загадочно смотреть на неё с мыслью: «Ну а зачем нам теперь всё это понастроенное?» Этап Ф-1 ежегодно позволит хотя бы на неделю по максимуму загружать отели, задействовать инфраструктуру (пресс-центр, различные сооружения в Имеретинской долине) и так далее.

Другой вопрос, может ли Гран-при в Сочи стать прибыльным. Владимир Путин уже признался, что подготовка к дебютной гонке обойдётся в несколько миллиардов рублей, и получится ли компенсировать эти затраты, пока непонятно. Можно предположить, что для создания прибыльного автодрома он должен функционировать по максимуму и принимать у себя всевозможные серии, не только Ф-1. Будет ли делать это трасса в Сочи?

Берни Экклстоун и схема трассы

Берни Экклстоун и схема трассы

Журналистам не было представлено проработанного проекта автодрома, только предварительная его конфигурация. Если судить по словам Путина и других официальных лиц, трасса будет полустационарная: какая-то часть дорог будет построена специально для автодрома, но частично трасса будет пролегать по улицам Сочи. Реально ли в такой ситуации идти по пути Спа, регулярно перекрывая по выходным часть местных дорог для проведения гонок очередной серии? Ответ на этот вопрос нам ещё только предстоит получить.

Этот ответ важен не только для тех, кто вкладывает деньги, но и, безусловно, для российского автоспорта, который лишь в этом году начал получать автодромы нормального уровня. Введены в эксплуатацию трассы в Смоленске и Нижнем Новгороде, на очереди автодром в Казани, а в Волоколамске после некоторой паузы вновь начали строить трассу, на которой уже будет не стыдно принимать, скажем, DTM и другие чемпионаты столь высокого уровня. Наличие трассы в Сочи позволит создать вершину пирамиды российских трасс, но для этого опять же нужно иметь возможность регулярного использования автодрома, а не его открытия раз в год на время этапа Ф-1.

При этом надо понимать, что тот же Сочи будет зарабатывать деньги скорее не на эксплуатации трассы, а за счёт доходов от туристов, приезжающих на этап (посредством налогов от всех тех компаний, которые будут размещать болельщиков, кормить их, развлекать и так далее). Опять же в такой ситуации многое зависит от того, поедет ли народ в Сочи, насколько популярен будет этап. Ясно, что в России в принципе достаточно своих собственных болельщиков Ф-1, но если цены на билеты окажутся запредельными (кто знает?), то многие предпочтут по доброй традиции съездить в Венгрию или безвизовую Турцию. Грамотная маркетинговая политика во многом будет ключом к успеху сочинской гонки.

Можно было и поторговаться — Берни не раз говорил об интересе к этапу в России, команды также отмечали, что российский рынок является для них ценным, а платить мы при этом будем как Абу-Даби и Сингапур…

Говоря о затратах, между делом отметим, что слова Путина про неопределённое количество миллиардов рублей — единственная официальная цифра (и то расплывчатая). В принципе можно верить инсайдерским данным о том, что ежегодные промоутерские взносы Экклстоуну составят 40-50 миллионов долларов, хотя, на наш взгляд, тут можно было и поторговаться — Берни не раз говорил об интересе к этапу в России, команды также отмечали, что российский рынок является для них ценным, а платить мы при этом будем как Абу-Даби и Сингапур…

Ещё одна цифра, упоминаемая в прессе, это 200 миллионов долларов на сооружение автодрома. Вот её рекомендуем употреблять с осторожностью: это не более чем средняя цена последних трасс, построенных для Формулы-1. Раз в Сочи часть трассы должна пройти по обычным дорогам, то по идее цена строительства должна быть ниже. Впрочем, мы ведь знаем, что у наших строек есть неприятное качество всё время не вписываться в смету.

«Но не будем о грустном», — хотелось написать в этом месте, однако всё-таки стоить осветить ещё один печальный момент: контракт между Сочи и Экклстоуном фактически ставит крест на проведении гонки в Москве рядом с Кремлём. Как вы помните, проект был презентован этим летом во время Bavaria Moscow City Racing, но теперь, похоже, он так и не будет никогда воплощён. Во-первых, о перспективах московской трассы скептически отозвался Путин, а во-вторых, в свете последних перестановок в мэрии вряд ли у её обитателей найдётся время, чтобы заниматься реализацией своей идеи.

С точки зрения логистики вписывать Сочи в европейскую часть сезона Ф-1 проблематично, поэтому Гран-при России будет либо открывать азиатское турне чемпионата, либо служить буфером между гонками в Азии и Гран-при Бразилии.

Если вернуться к будущей гонке Сочи, то также обратим внимание на то, что уже известно примерное время проведения российского этапа: по словам вице-премьера Дмитрия Козака, гонка будет проходить осенью на закате бархатного сезона. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв уточнил, что речь идёт об октябре-ноябре. Это понятно: с точки зрения логистики вписывать Сочи в европейскую часть сезона Ф-1 проблематично, поэтому Гран-при России будет либо открывать азиатское турне чемпионата, либо служить буфером между гонками в Азии и Гран-при Бразилии.

Впрочем, об этом размышлять ещё рано, ведь обозреватели Ф-1 по всему миру в свете последних новостей дружно начали анализировать, какой этап теперь уберут из календаря. Экклстоун недавно сказал, что больше 20 гонок за сезон в Ф-1 не будет, и в свете прихода Сочи, Остина и Рима мы в ближайшие годы вновь кого-то недосчитаемся.

Ну а пока — радуемся! Даже не верится, что всё это наконец-то свершилось…

Комментарии