И вот настал тот ослепительный момент, когда нужно отбросить в сторону сомнения и предположения: в гостеприимном Абу-Даби проходит финальный Гран-при Формулы-1. Это – конец. Всё станет известно уже в воскресенье в пустыне, на закате – прямо во дворе фешенебельного пятизвёздочного (или как у них там на Аравийском полуострове – шестизвёздочного) отеля.
Гран-при Абу-Даби, увы, прекратит обсуждения прелестей сезона-2010.
Любая уважающая себя мыльная опера часто страдает от синдрома последней серии. Сюжетные линии на протяжении сотни эпизодов эволюционируют в хитрое переплетение латиноамериканских страстей, но в финале все разрешается молниеносно. В непостижимом для дневного телеэфира темпе счастливая лирическая героиня обретает личное счастье, а все завистливые жабы либо лопаются, либо остаются на обочине.
Нечто подобное — только, разумеется, в рамках Формулы-1 — ожидает нас в воскресенье. Герой получит всё.
Сезон оказался длинным, изматывающим, но безумно интересным. Большинство болельщиков уже и не припомнят периода, когда за чемпионский титул боролись сразу четыре пилота (хотя, разумеется, шансы Льюиса Хэмилтона несколько утопичны). Фернандо Алонсо, Марк Уэббер, Дженсон Баттон, Льюис Хэмилтон и даже Фелипе Масса меняли друг друга во главе личного зачёта. «Ред Булл” уничтожал всех в квалификации только для того, чтобы в гонках раздаривать соперникам шансы – дубли с первой линии подопечные Кристиана Хорнера научились привозить только в конце сезона.
»Макларен” первую половину года выжимал всё возможное из третьей по скорости машины, но позиции в чемпионате недолго радовали Мартина Уитмарша. «Феррари” неспешно разворачивала основные силы (хотя Алонсо и Масса по очереди побыли лидерами чемпионата), в процессе, казалось, Фернандо теряет интерес к борьбе, но к концу сезона внезапно стало ясно, что Алонсо – главный претендент на титул. Хвала новому президенту FIA: Формула-1 избежала традиционных политических дрязг, но оказалась густо поперчена командной тактикой – и ваш автор даже не желает вновь начинать этот разговор.
Перед последним Гран-при резко вырастает число прочтений статей, относящихся к началу сезона: правильно ли эксперты определили фаворитов? 2010-й был благосклонен к репутации специалистов – верные прогнозы на сезон мог сделать и десятилетний ребенок. Три самые лучшие команды в полном соответствии с ожиданиями делегировали своих представителей на битву за титул в личном зачете, а „Ред Булл” так даже двух. В начале сезоне некоторые наблюдатели, правда, предполагали, что в разборки в свойственном ему брутальном стиле вмешается Михаэль Шумахер, но семикратный чемпион, как известно, уже не тот. Любопытно, что многочисленные работы на тему “Что случилось с Михаэлем?” увяли уже ко второй части сезона: причины проигрыша Михаэля на фоне увлекательной битвы за чемпионат уже никого не волновали.
Фернандо Алонсо может стать трёхкратным с лёгкостью.
К Гран-при Абу-Даби шансы на чемпионский титул имеют Фернандо Алонсо, Марк Уэббер, Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон. Вероятность триумфа совпадает с порядком, в котором были приведены эти имена.
Фернандо Алонсо обладает роскошью лидерства перед последним этапом. Испанец – один из лучших гонщиков в пелетоне и, бесспорно, крупнейший талант, который Формула-1 видела за последнее десятилетие. В Абу-Даби Алонсо будет в четвертый раз в карьере бороться за чемпионский титул – дважды ему улыбалась удача, а один раз Алонсо, казалось, и сам был доволен, что звание уплыло Кими Райкконену. После Михаэля Шумахера только один гонщик завоевал больше одного титула, и это говорит о многом.
Впрочем, два своих чемпионства Алонсо получил в единой манере: отчаянный рывок в начале сезона на фоне проблем оппонентов позволял испанцу создать комфортный очковый задел и контролировать ситуацию до конца сезона. Рисковать не приходилось, выигрывать каждую гонку не было необходимости. Читатели с необычайно нестабильной памятью, которые не слишком хорошо припоминают события 2005-2006 годов, могут обратиться к примеру Дженсона Баттона – в прошлом сезоне он занимался примерно подобным. Даже тот факт, что Рубенс Баррикелло после Гран-при Британии набрал больше очков, чем Дженсон, а к концу сезона некоторые амбиции обнаружил в себе Феттель, не помешал Баттону оказаться чемпионом. Единственный случай, когда Алонсо сошёлся в очном поединке в решающей последней гонке, произошел в 2007-м году и завершился неудачей – титул совершенно неожиданно завоевал Кими Райкконен.
Льюис Хэмильтон, например, дважды сражался за корону, и дважды его кампания завершалась несколько хаотично. В 2007-м у британца возникли странные проблемы с рулевым колесом (или с пальцами, которые не вовремя нажимают кнопки, утверждают злопыхатели), в 2008-м он стал чемпионом буквально в последнем повороте. В результате сложилось впечатление, что англичанин — со всей его показной боевитостью — не очень комфортно ощущает себя под давлением. Будет любопытно наблюдать за действиями Фернандо Алонсо – не дрогнет ли эмоциональный астуриец?
Хэмилтон, как ни парадоксально, полностью освобожден от каких-либо обязательств. На Льюиса ставят разве что отчаянные фанаты, без невероятных событий на трассе чемпионом ему не быть. Такая ситуация, в теории, должна раскрепощать – и в Абу-Даби мы можем увидеть Агрессивного Хэмилтона.
Применят ли в „Ред Булл” командную тактику, когда других вариантов не останется?
Но, с другой стороны, зрители не заметили особенно выдающихся результатов в Бразилии, где энергичная езда тоже не помешала бы. Многое будет зависеть от того, как “Макларен” поведёт себя в ОАЭ.
И в центре внимания остаются невозможные партнёры: Себастьян Феттель и Марк Уэббер. Можно предполагать, что шансы на титул Феттеля находятся примерно на уровне Хэмилтона, и Себ, скорее всего, в любом случае не станет чемпионом, уступив звание Алонсо или даже Уэбберу (использование КТ, как бы мы к ней не относились, увы, не исключено).
Кто в воскресенье станет чемпионом? С большой долей вероятности этим человеком будет Фернандо Алонсо. Стоит ли болельщикам других претендентов надеяться на лучшее? Если поддерживаете Уэббера, то шансы ещё есть. Остальным, судя по всему, нужно уже начинать готовиться к сезону-2011.