За чемпионский титул в этом году с разной интенсивностью боролись сразу пять пилотов. Четыре сражались вплоть до финальной гонки, хотя шансы Хэмилтона были крайне незначительными. Сразу шесть гонщиков (Алонсо, Масса, Баттон, Хэмилтон, Уэббер и Феттель) периодически лидировали в чемпионате мира. Столь плотная борьба в верхнем эшелоне может создать обманчивое впечатление концентрации талантов именно в этой части турнирной таблицы.
Феттель, Алонсо, Уэббер, Хэмилтон и Баттон завершили сезон в первой пятёрке. Означает ли это, что менее удачливые пилоты не заслуживают почтения? Ни в коем случае – ваш автор совершенно субъективным образом отобрал пятёрку гонщиков за пределами топ-5, которые провели чемпионат просто великолепно.
Кубица в «Рено» напоминает Сенну в «Лотусе» – прогноз прекрасный.
Вот эти ребята: гонщики, которые ничего не выиграли – но удивили.
Польский пилот «Рено” начинал сезон с сомнений – стоит ли вообще выступать за команду, которая внезапно поменяла владельцев. Как оказалось, поляк не прогадал.
Роберт закончил сезон в ранге одного из лучших пилотов пелетона. Выступления Кубицы позволили Булье и Лопесу претендовать (разумеется, в мечтах) на чемпионский титул в ближайшие годы. Скорее всего, именно Кубица заставит малайский „Протон/Лотус“ выплатить больше денег. В общем, со всех сторон – молодец.
С точки зрения психологии положение Кубицы оказалось идеальным. Машина была хороша для регулярной борьбы в десятке и даже эпизодического попадания на подиумы. Вместе с тем побед и чемпионских свершений от поляка никто не требовал. Кроме того, партнёр пилота – незабвенный Виталий Петров – оказался значительно слабее, чем Ник Хайдфельд. В результате, если в начале 2010 года все понимали, что Кубица – пилот неплохой, но требующий проверки боем, то в конце года его акции выросли настолько, что регулярно появляющиеся слухи о переходе Кубицы в „Феррари“ уже не воспринимались как фантазии очередного интернет-блогера. К слову, в этом сезоне поляк на „Рено“ почти догнал Фелипе Массу на „Феррари“. Но, конечно, с Фернандо Алонсо в команде вряд ли карьера в „Скудерии“ стала бы для Кубицы особенно желанным подарком.
Всё идёт к тому, что в 2011-м положение дел не очень-то изменится. Конечно, „Протон-Лотус-Бахар-Рено” (или как он там будет называться) вряд ли будет более скоростной машиной, чем R30 (по той причине, что в 2010-м Булье явно не хватило денег на разработку), но партнёром Роберта по-прежнему (скорее всего) останется Виталий Петров. А это значит, что реноме звезды, скованной рамками медленной машины, Кубица сохранит и приумножит.
2. Нико Росберг
Можно сколько угодно потешаться над пышноволосой “Бритни Спирc» пелетона и отмечать традиционно высокое самомнение Нико Росберга, но факт остаётся фактом: сезон-2010 он провёл великолепно. Как и Кубица, Росберг начинал год в глубоких сомнениях: при подписании контракта никто не знал, что вместе с ним будет выступать Михаэль Шумахер. Семикратный чемпион мира имеет слабость медленно поджаривать своих партнёров по команде и, в конечном итоге, пожирать их. Нико явно не стремился оказаться в роли жертвы. Формула-1 в этом году напоминала открытый чемпионат Германии (ситуация только усугубилась, когда в конце сезона появился Хайдфельд), и Росберг перед стартом сезона на этом празднике моторшпорта казался совсем не главным персонажем.
Камуи Кобаяси может стать лучшим пилотом в истории Японии.
Но, начав сезон в качестве того парня, который выступает вместе с Михаэлем Шумахером, он внезапно оказался на значительном расстоянии впереди Шуми. Великий и ужасный проиграл молодому партнёру в квалификации со счётом 5-14. Росберг завоевал почти в два раза больше очков. В конечной фазе сезона, справедливости ради, Михаэль Шумахер собрался с мыслями и провёл несколько мощных Гран-при — но разрыв Нико был бы ещё большим, если бы не несколько потерянных возможностей, в том числе и авария в Корее.
Так что сезоном стоит гордиться.
Японский пилот «Заубера» номинально не является новичком сезона – пара гонок, проведённых в 2009-м за уходящую «Тойоту», лишили его этого робкого статуса. Но даже в положении почти полноправного гонщика Формулы-1 Камуи удивил. Пилот обгонял там, где это было невозможно делать, и несколько раз чрезвычайно успешно использовал в свою пользу довольно рискованную стратегию. Камуи намного опередил де ла Росу и оказался лучше Хайдфельда.
В паддоке существуют разные мнения по поводу того, на чьи деньги в Формуле-1 выступает Камуи Кобаяси, но точно не на свои. Предположительно, карьеру японца в «Заубере» продолжает финансировать зомби Ф-1 – бывшая команда «Тойота2, которая всё не может с достоинством отправиться на покой. Японцы по-прежнему содержат в Кёльне довольно вместительную штаб-квартиру с персоналом в несколько десятков человек. Логично предположить, что определённые ассигнования перепадают и Камуи – бывшему гонщику программы поддержки молодых пилотов „Тойоты“.
Но в отличие от других пилотов из Страны восходящего солнца у Камуи есть прекрасный шанс запомниться болельщикам не количеством изощрённо уничтоженной гоночной техники, а своим талантом и банзай-обгонами, которые, удивительно дело, довольно редко заканчиваются авариями.
Нико Хюлькенберг – гонщик, который появился в Формуле-1 по классическому рецепту: его талант, помноженный на прозорливость ушлого менеджера, принёс очередному немецкому пилоту Формулы-1 возможность выступать в команде „Уильямс“. Да вот незадача: „Уильямс“ уже не тот, что прежде.
Нико Хюлькенберг обижен, но его интересы по-прежнему представляет Вебер.
Сезон Хюлькенберга в Формуле-1 выдался на редкость напряжённым. Сначала Нико почти не мог оказать сопротивление Рубенсу Баррикелло, затем дела постепенно пошли в гору. Но параллельно с этим топ-менеджмент „Уильямса“ выражал всё большую озабоченность необходимостью в спешном порядке искать деньги на сезон 2011 года. Нико Хюлькенберг получал в „Уильямсе“ скромную зарплату $ 0,5-1 млн и, даже если и хотел повышения, вряд ли оно было бы неподъёмным для бюджета Адама Парра. В конце концов Михаэль Шумахер в первые годы в „Бенеттоне“ выступал за относительно скромное вознаграждение. Но когда на сцене появился Пастор Мальдонадо с чемоданами нефтедолларов – Нико почувствовал себя неважно.
Хюлькенберг решил транслировать своё негодование продажностью современной Формулы-1 журналистам, но не ограничился едкой критикой. В решающий момент – за гонку до конца чемпионата – Нико завоевал поул. Поскольку память специалистов Формулы-1 весьма коротка, Хюлькенберг обеспечил себе весьма приятное межсезонье в роли талантливого, но несчастного пилота, которого выперли из „Уильямса“ исключительно из-за денег.
Несмотря на то, что Нико отчислили, стыдиться ему нечего.
Для тех пилотов, которые волею судьбы оказались в новых командах, сезон прошёл почти анонимно. „Лотус”, “Верджин” и „Хиспания” редко попадали в кадр телетрансляции, хотя определённые баталии в третьем дивизионе всё-таки велись.
Из разношёрстной группы пилотов новых команд весьма неплохо выступил Хейкки Ковалайнен. Позитивный финн несколько подпортил своё резюме сезонами в “Макларене», где выступал намного хуже, чем Льюис Хэмилтон, но езда в «Лотусе» нейтрализовала давние провалы. Из всех пилотов команд-новичков Хейкки завершил сезон лучшим.
По большому счёту, это достижение нельзя назвать великим – ни разу в сезоне Ковалайнен и близко не претендовал на очки. Но в следующем сезоне, когда команда Тони Фернандеса получит в распоряжение довольно серьёзную технику – как знать, возможно, Хейкки будет чувствовать себя ещё лучше.