В Европе давно проводится множество моносерий различных марок для полупрофессиональных гонщиков — их ещё называют джентльмен-драйверами. Идея сделать из любительских гонок международную серию возникла у Стефана Рателя, руководителя серии FIA GT. В какой-то мере это возвращение к истокам.
Идея сделать из любительских гонок международную серию возникла у Стефана Рателя, руководителя серии FIA GT.
В молодости француз, выходец из состоятельной семьи, увлекался коллекционированием дорогих спортивных машин и участием в любительских гонках. Постепенно хобби переросло в бизнес — в середине 90-х годов Ратель вместе со своими единомышленниками — Юргеном Бартом и Патриком Петером — организовал серию BPR Global GT. В ней на дорогих автомобилях класса «Гран Туризмо» стартовали преимущественно богатые гонщики-любители. Чемпионат пользовался большой популярностью — порой на старт гонок выходило до полусотни спорткаров. Но вместе с ростом популярности серия становилась всё более профессиональной.
На чемпионат быстро обратила внимание Международная автомобильная федерация. Спортивные чиновники из FIA решили на базе BPR возродить международный чемпионат для автомобилей GT. Так в 1997 году на свет появилось новое первенство — FIA GT, у руля которого и встал Ратель. В серию пришли автозаводы, которые, разумеется, стали приглашать лучших пилотов. Чемпионат не просто перестал быть любительским — он стал сверхпрофессиональным.
Но, видимо, Ратель сохранил тёплые воспоминания о своей молодости, когда он, не обременённый финансовыми проблемами, гонял на своём 911-м «Порше» в клубных гонках. К тому же после развода FIA GT с мировым кузовным первенством WTCC чемпионату Рателя в 2006-м была нужна новая «гонка поддержки».
На старт допускаются гонщики, не имеющие специальной гоночной лицензии и не занимавшие высоких мест ни в каких серьёзных чемпионатах.
«Я долгое время думал над идеей такой серии, — рассказывает француз. — Гонщики-любители уже давно имели возможность гоняться в сериях одной марки — таких, как, к примеру, „Феррари Челлендж“. И я посчитал, что этим людям нужно дать возможность выступать в международном чемпионате, где бы они смогли бороться не только против гонщиков, выступающих на таких же машинах, как они, но и против пилотов других марок. И чтобы всё это происходило в паддоке FIA GT на глазах у специалистов и большого количества зрителей! Поэтому, проявив свои способности в GT3, пилоты смогут подниматься на ступень выше».
Стоимость участия в одном сезоне FIA GT3 колеблется между 300 и 450 тысячами евро. Причём эта сумма делится между двумя пилотами, которые будут выступать в одном экипаже. На старт допускаются гонщики, не имеющие специальной гоночной лицензии и не занимавшие высоких мест ни в каких серьёзных чемпионатах. Теоретически в серии могут принять участие и более заслуженные пилоты — но только при условии, что им уже исполнилось 55 лет. В других случаях вопрос о допуске гонщиков на старт решается специальной комиссией – но и в этом случае возраст спортсмена должен быть не менее 45 лет.
Но если гонщики в FIA GT3 в большинстве своём начинающие пилоты, то среди команд есть известные названия заслуженных коллективов – например, в серии выступает знакомая поклонникам автоспорта по серии DTM конюшня «Росберг».
В следующем году пятый этап европейского первенства состоится на автодроме «Смоленское кольцо».
С этого года серия получила официальный статус чемпионата Европы. В 2010-м состоялось шесть этапов, каждый из которых включал в себя две часовые гонки. В общей сложности в минувшем сезоне на стартовой решётке FIA GT3 были представлены 10 различных моделей машин: Aston Martin DBRS9, Audi R8 LMS, BMW Alpina B6 GT3 и BMW Z4, Porsche 911 GT3R, Corvette Z06R GT3, Lamborghini Gallardo LP56, Ferrari 430, Ford Mustang и Ford GT3. Чемпионский титул завоевал немецкий экипаж Даниэля Кайлвица и Кристиана Хохенаделя на «Корвете» команды «Каллавей Компетишн».
В следующем году многие из этих машин российские любители гонок смогут увидеть воочию – пятый этап европейского первенства состоится на автодроме «Смоленское кольцо» 21 августа. Также гонки будущего сезона примут у себя португальский Портиман, британский Сильверстоун, испанская Наварра, французский Ле-Кастелле и голландский Зандфорт.
Не исключено, что на смоленском этапе выступят и российские гонщики – такую возможность рассматривают по меньшей мере три пилота: Давид Сигачёв, Алексей Васильев и Александр Скрябин. Кстати, Сигачёв уже выступал в гонках GT3 – правда, не в европейском чемпионате, а в немецком, который также является весьма сильным.