В начале года произошло то, чего долгое время опасались наблюдатели: команда «Феррари” поддалась искушению отреагировать на проигрыш в чемпионате с изяществом коленного рефлекса. После „провала” Абу-Даби в “Скудерии” начались перестановки, которые больше всего напоминают классический перевод стрелок и поиск козла отпущения.
Как известно, на Гран-при Абу-Даби стратеги „Феррари” (точнее, главный негодяй – Крис Дайер) сделали ошибку, зазвав Фернандо Алонсо в боксы непосредственно за Марком Уэббером. Испанец смог опередить австралийца после процедуры на пит-лейне, но безнадёжно застрял за Виталием Петровым. Россиянин успел поменять покрышки в рамках периода сейфти-кара в начале гонки и оказался для Алонсо непреодолимым препятствием. В результате Себастьян Феттель сенсационно выиграл гонку и стал чемпионом, а Алонсо проиграл. Поражение оказалось обидным, ведь до гонки лидерство испанца казалось железобетонным.
Оказалось, что итальянские политики разбираются в стратегии Ф-1 лучше, чем профессиональные инженеры.
Не удивительно, что, как это часто бывает в Формуле-1, нашлись специалисты, которые немедленно обнаружили виновных. Они безапелляционно выяснили: если бы Алонсо поехал в боксы позже, он бы выиграл. А Дайер не послушался здравого смысла (всем же “экспертам” было понятно), и Фернандо упустил чемпионский титул. На Апеннинском полуострове в стратегии Гран-при разобрались даже политики: относительно высокопоставленный деятель кабинета Берлускони – Роберто Кальдероли – потребовал отставки Луки ди Монтеземоло. Подобные призывы по достоверности находятся на одном уровне с заявлениями о том, что Виталий Петров единолично лишил Алонсо шансов на титул.
Многочисленные критики не удосужились потратить несколько минут для элементарного анализа: невозможно требовать от команды „Феррари” выиграть чемпионство всего лишь за один Гран-при Абу-Даби. Разве Крис Дайер виноват, что Фернандо Алонсо допустил фальстарт в Китае, разбил машину на тренировке в Монако, не пропустил вовремя Кубицу в Британии и сошёл в Бельгии? Почему в ситуации, когда “Ред Булл” равноценно поддерживал обоих гонщиков, второй пилот „Феррари” был настолько слаб, что не мог помочь Алонсо, и в стратегических играх вообще не выступал в качестве возможного фактора влияния? Осознают ли многочисленные “критики”, что из-за совсем не блестящей формы „Феррари” Алонсо оказался впереди чемпионской гонки только после грубой ошибки Уэббера и взрыва мотора Феттеля в Корее?
Ответы на эти вопросы очевидны любому здравомыслящему наблюдателю. Лука ди Монтеземоло после Гран-при Абу-Даби тоже это, вроде, понимал и использовал тактику “сперва добейся сам”, изящно попросив сеньора Кальдероли заткнуться. Казалось, „Скудерия” с блеском преодолела этот кризис: конечно, участникам истории было неприятно и больно, но жизнь продолжалась.
Уходя, Росс Браун явно проклял место главного гоночного стратега.
Однако затем начали происходить не совсем понятные события. Стефано Доменикали внезапно заявил о том, что вполне серьёзно задумывался о своей отставке после Абу-Даби, но решил остаться. Взамен итальянец анонсировал кадровые перестановки в команде. “Стрелочника” нашли – им, разумеется, оказался Крис Дайер. Человек, который выиграл со своими пилотами-подопечными три чемпионских титула для „Феррари” (2003, 2004 и 2007) будет понижен в должности и, фактически, окажется вне поля зрения простых болельщиков и СМИ.
И двух лет не прошло с тех пор, как его предшественник на посту главного стратега – Лука Балдиссери – был тоже отправлен на понижение. Произошло в схожих обстоятельствах: на Гран-при Малайзии 2009 года Кими Райкконен заехал в боксы, поменял “сухую” резину на дождевую – вот только дождя не было. В итальянской прессе поднялась буря возмущения, и Лука был быстро отправлен в штаб-квартиру команды на непыльную планктонную работу. Речь, напомним, идёт о Балдиссери — человеке, который, будучи инженером Шумахера в 2000-м, помог „Феррари” получить первый чемпионский титул за 21 год. Позже Лука долгое время разрабатывал стратегии в паре с Россом Брауном.
Никто, правда, не задался вопросом: а почему, собственно, “Скудерия” была вынуждена использовать такую рискованную стратегию в Малайзии? Речь шла, скорее всего, об отчаянии – первые несколько гонок показали, что болид F60 неконкурентоспособен, и для результатов, которые удовлетворили бы итальянских репортёров и лично сеньора Кальдероли, необходимо было придумывать фантастические стратегии.
Стефано Доменикали стоит перестать заходить на сайты итальянских газет.
Вместо Криса Дайера главным гоночным инженером сделали Пэта Фрая, удачно переманенного из „Макларена”. Ассистировать ему в том, что касается гоночных стратегий, будет Нил Мартин, который перед переходом в “Ред Булл” долгое время работал в команде Рона Денниса. Иными словами: „Скудерия” поручает свою гоночную стратегию выходцам из “Макларена” – сам по себе это печальный факт. Разумеется, Фраю и Мартину стоит опасаться за свою карьеру: если болид „Феррари” 2011 года получится неудачным и потребует стратегической изворотливости, всю критику со стороны “специалистов” будут впитывать именно экс-сотрудники „Макларена”.
А Стефано Доменикали стоит быть осторожным: невозможно руководить командой Формулы-1 так, чтобы это нравилось всем без исключения, включая “Ла Газзетта делло Спорт”. Жан Тодт не был самым популярным парнем ни в паддоке, ни в итальянской прессе, но в его команде удачно работали и Лука Балдиссери, и Крис Дайер, а Шумахер штамповал чемпионские титулы с энтузиазмом итальянца, отправляющегося попить кофе в рабочее время. И никакие „специалисты” не чувствовали полномочий советовать Тодту, как лучше управлять командой Формулы-1.