Показать ещё Все новости
Ярно Трулли против капитализма
Александр Стельмах
Комментарии
Ярно Трулли спешит дать Формуле-1 ценный совет: слишком большое количество "гонщиков за деньги” грозит безнадёжно угробить трепетно любимый им спорт.

Ярно Трулли, один из самых опытных пилотов за всю историю Формулы-1, накануне разразился гневной тирадой в адрес гонщиков, которые покупают себе места в командах. По мнению пилота «Лотуса” (мы ведем речь о предприятии Тони Фернандеса), Формула-1 деградирует и текущая ситуация, характеризующаяся крайним капиталистическим цинизмом, отбрасывает спорт на 20 лет назад. Как раз к тем временам, когда убогие команды конца пелотона брали деньги у любого, чтобы протянуть ещё одну гонку.

Трулли сам никогда не платил за право выступать в Ф-1.

Вполне вероятно, прославленному ветерану Ярно Трулли в какой-то момент стало обидно – его-то спонсоры не поддерживали. Дебютировал в Формуле-1 пилот без чьей-либо прямой финансовой помощи.

В 1997-м „Минарди” пригласила на работу Юкио Катаяму, который привёл в маленькую итальянскую команду деньги японских табачников, продвигавших “Майлд Севен”. Большая часть бюджета марки уходила, разумеется, в „Бенеттон” – но и в случае с соотечественником табачники не скупились. Катаяма в Стране восходящего солнца был довольно популярен, и реклама на бортах скромных “Тиррелла” и „Минарди” приносила выгоду. Поддержка “Майлд Севен” делала Катаяму классическим „гонщиком за деньги”.

Получив деньги Катаямы, одну вакансию Джанкарло Минарди смог заполнить по-честному: пригласить в команду бесплатную звезду – Трулли.

Ярно блистал в немецкой Формуле-3 в те времена, когда чемпионат был одним из сильнейших на континенте. Успехи итальянца привлекли внимание компании “Бенеттон”, и Ярно стал частью её программы поддержки молодых гонщиков. Поскольку в 1997 году вездесущий Флавио Бриаторе владел определённой долей „Минарди”, боссу команды – Джанкарло – не пришлось тратить деньги на выкуп перспективного юниора. Так в Формуле-1 появился Ярно Трулли.

Трулли не единственный гонщик, который критикует нынешнюю вопиющую несправедливость. Помимо итальянца громкими противниками нового порядка выступили Ник Хайдфельд и Нико Хюлькенберг. Впрочем, в отличие от этих ребят, контракт у Трулли на 2011 год имеется, и молодые соперники с бездонными банковскими счетами ветерану не угрожают. Можно предположить, что своим заявлением Трулли не преследовал меркантильные интересы, а позволил себе редкую для “Клуба пираний” искренность.

Действительно ли Формула-1 откатилась на 20 лет назад из-за засилья „гонщиков за деньги”?

Прежде чем ответить на столь волнующий Трулли вопрос, стоит разобраться в терминах. Достойна ли порицания ситуация, когда спонсоры пилота платят за его место в команде? В таком случае в состав “гонщиков за деньги” стоит записать Фернандо Алонсо. Его зарплата более чем компенсируется вливаниями „Сантандера”. Михаэль Шумахер в “Феррари” формально получал свою гигантскую зарплату от концерна „Филип Моррис”. Есть и примеры более низкого уровня: Адриан Сутиль черпает евро у немецкого производителя бытовой электроники “Медион”. Виновны ли эти во всех отношениях хорошие гонщики в крамоле платных выступлений? Разумеется, нет.

Обладая бюджетом в id=»,5-2,0 млн., можно без проблем попасть в GP2.

Вырисовывается формула: негодование Ярно Трулли вызывают не Адриан Сутиль, Михаэль Шумахер или Фернандо Алонсо – итальянский ветеран недоволен, когда деньги, огромные деньги, заставляют владельцев команд закрывать глаза на недостаток таланта подопечных. Кроме того, есть и ещё один побочный эффект: такие пилоты занимают места перспективных но, увы, небогатых парней.

К несчастью, современная система автоспорта высоких достижений коммерциализирована до безобразия. Рецепт успеха прост – чем больше денег у тебя есть, тем значительнее шанс попадания в Формулу-1. Сегодня любой середняк может позволить себе купить место в лучшей команде британской Ф-3 примерно за $ 700 тыс.; оплатить четыре сезона в GP2 за $ 2 млн. в год, выиграть там пару гонок; поговорить по душам с национальным лидером – и (внезапно) оказаться в Формуле-1.

В 2010 году совсем безнадёжные пилоты за деньги в Формуле-1 не выступали – за исключением, естественно, Сакона Ямамото. Но сезон-2011 обещает изменения: «Вёрджин” подписала Жерома Д’Амброзио — небесспорный талант бельгийца оказался хорошо подмаслен финансовыми влияниями в скудную казну „девицы Маруси“. Петер Заубер обнаружил Серхио Переса в пачке мексиканских денег Карлоса Слима. Команда ”Уильямс» выгнала перспективного новичка Нико Хюлькенберга и за венесуэльские боливары пристроила в команду Пастора Мальдонадо. Наконец, ”Хиспания" с невозмутимым видом подписала контракт с Нараином Картикеяном – самым быстрым индийцем на планете и, по совместительству, самым быстрым способом заполучила деньги индийской компании ”Тата" на свой банковский счет. Наконец, есть Виталий Петров – россиянин оказался в Формуле-1 при помощи серьёзных бюджетов.

В 2011-м многим придётся доказывать – в Ф-1 они не из-за денег.

Альтернатива ”большим деньгам" – программы поддержки молодых пилотов и просто добрые люди. Себастьян Феттель с юных лет находился под пристальным вниманием первооткрывателя таланта Михаэля – Герхарда Ноака. В 1995-м Герхард полгода наблюдал за Себастьяном на картодроме в Керпене, а затем сделал его отцу предложение, от которого невозможно было отказаться. По словам Ноака, именно он вкладывал в Себа деньги – совершенно не ожидая, что инвестиции когда-либо возвратятся. Герхард стал ангелом: сезон картинга в начале карьеры Себастьяна стоил как минимум 10 тыс. евро. Недавнему гордому посетителю детсада крупно повезло.

Сколько таких Феттелей не дождались Ноака?

Впрочем, есть и хорошие новости. ”Платным пилотам" нечего отчаиваться – пример Виталия Петрова вполне убедителен. Россиянин продемонстрировал в нескольких гонках весьма неплохие результаты, и если в 2011-м они будут нарастать, все забудут о способе его прихода в автогонки. Так что ”гонщикам за деньги" стоит подпрячься: лучший способ успокоить разволновавшегося Трулли – завоевать пару десятков очков или (Нараин, это про тебя) хотя бы разок попасть в 107 %.

Комментарии