Двенадцать лет назад «Макларен” подписал контракт с Льюисом Хэмилтоном – молодой картингист должен был стать звездой мирового уровня и в конечном итоге выступать в команде Рона Денниса в Формуле-1. Как ни странно, ожидания воплотились в реальность. Эта история до сих пор является автоспортивным аналогом „Золушки“ – красивый рассказ о том, как простой английский паренёк внезапно оказался на вершине мира. К сожалению, как это часто бывает в жизни, на одну красивую историю приходится примерно десяток автоспортивных кошмаров.
Программы поддержки пилотов привели в Ф-1 немало пилотов, но требовали огромных денег для своего существования.
Как мы уже выяснили в нашей прошлой колонке, Ярно Трулли полагает, что платить за свой приход в автогонки молодые пилоты не должны. Как можно предположить, в качестве альтернативы желающие попасть в Формулу-1 должны руководствоваться примером Льюиса Хэмилтона: с самого юного возраста заинтересовать большие команды или богатые корпорации.
В конце 90-х команда „Макларен“ задумалась о будущем и решила поддержать молодых пилотов с целью превратить их в новых чемпионов. Это не стало сенсацией: в 70-х на деньги нефтяного концерна „Эльф“ существовала прославленная программа „Волан Эльф“, которая стала первой ступенькой на пути в Формулу-1 для среди прочих Тамбэ, Пирони, Бернара, Кома, Паниса и, разумеется, четырёхкратного чемпиона мира Алена Проста. В самом начале 90-х перспективными юниорами „Мерседес-Бенц“ числились Шумахер, Френтцен и Ведлингер. Чемпионская команда середины декады „Бенеттон” тоже присматривала за молодёжью: именно её поддержка привела в Формулу-1 хронически недовольного в последнее время Трулли. К концу десятилетия начала зарождаться Матерь всех программ молодых пилотов: “Ред Булл” при помощи Гельмута Марко уже начал робко искать перспективных гонщиков.
Главное отличие новой инициативы Рона Денниса заключалось в том, что молодые ребята-картингисты подписывали недвусмысленный контракт, в котором им было обещано – хотя и при выполнении кучи условий – место в Формуле-1. Эта особенность позволила PR-отделу „Макларена“ заявить, что команда подписывает самых молодых пилотов в своей истории.
Счастливчиками стали Уэсли Грейвс и тот самый Льюис Хэмилтон. Обоим не исполнилось и четырнадцати. Уэсли узнал о том, что попал в программу, в момент, когда про неё объявили широкой общественности, и выглядел перед вспышками фотоаппаратов примерно как мелкий зверёк, который ночью сдуру выбрался на оживлённое шоссе и попал в свет фар.
Годы спустя Льюис Хэмилтон стал чемпионом мира, его состояние к концу карьеры вполне может превысить миллиард долларов. Пилот живёт в Швейцарии, не платит налоговой службе Её Величества ни пенса, ведёт роскошную жизнь и до сих пор не решил, продолжать ли ему отношения с поп-звездой Николь Шерзингер. Уэсли Грейвс, по свидетельству газеты „Гардиан“, после окончания школы остался безработным, живет с родителями в одном из многоквартирных домов Лестера. Он даже не может заставить себя смотреть Гран-при Формулы-1.
Пилот, который когда-то был ровней Хэмилтону, является сегодня безработным.
Скауты команды „Макларен“ полагали, что оба пилота равны по таланту и по своим перспективам. Один из них после своих побед в Гран-при стал Кавалером превосходнейшего ордена Британской империи, а второй уже лет десять не выступал в гонках. Прекрасная иллюстрация того, что в Формулу-1 попадают далеко не все желающие и даже не все таланты.
Отец Уэсли когда-то владел собственным бизнесом – инженерной компанией. Но картинговая карьера сына требовала огромных денег: в месяц у семьи уходило по 2 тыс. фунтов. Краткосрочная карьера молодого картингиста всосала в себя огромные для среднего класса деньжищи: по текущему курсу примерно $ 180 тыс. Компания отца не вынесла такого финансового бремени и разорилась. Семья не смогла продолжить выплату кредита за дом и была вынуждена переехать в социальное жильё. Отец из респектабельного инженера превратился в обыкновенного садовника.
Уэсли полагает, что решение подписать контракт с „Маклареном“ было ошибкой. И дело, по его мнению, даже не в его спортивном таланте. „Они очень хотели привести в Формулу-1 первого темнокожего пилота“, – утверждает Уэсли.
Неожиданное объявление о поддержке со стороны команды „Макларена” казалось праздником – затем начались тяжёлые трудовые будни. Сияющий карт, раскрашенный в цвета “взрослой” команды „Макларен“, внезапно оказался весьма труден в управлении. Уэсли считает, что пара молодых пилотов была поставлена в неравные условия: в то время как Уэсли был вынужден бороться с пелетоном, в котором было по 50 гонщиков, Хэмилтон по воле команды оказался в куда менее конкурентном классе картинга. В результате уже спустя год Грейвс потерял поддержку „Макларена“, и его карьера пилота на этом фактически прекратилась.
Какова мораль этой грустной истории? Попасть на вершину автоспорта – Формулу-1 – с каждым годом становится всё тяжелее. С младых ногтей будущие пилоты должны не только оттачивать своё мастерство, но и упражняться в продвижении самих себя спонсорам. Уже с младшего школьного возраста детям и их родителям приходится осваивать маркетинг – и придумывать уникальное торговое предложение, продавая самих себя. Попадание в программу молодых пилотов – как свидетельствует Уэс – вовсе не обязательно приводит к успеху.
Настало время, чтобы Площадь согласия обратила внимание на проблемы молодых пилотов.
Должны ли все смириться с такой несправедливостью и признать её естественным отбором? Скорее всего, нет. FIA, вполне вероятно, могла бы помочь талантливым уэсли грейвсам ещё в картинге, предоставляя гранты и поддерживая школы молодых пилотов, примерно так, как это делает сейчас футбольная FIFA. Но для этого необходимо будет перекроить всю систему перераспределения прибыли от Формулы-1 – а это вряд ли произойдёт при жизни Берни.
К слову, именно на поддержку молодых пилотов можно было бы направить гигантский штраф в $ 100 млн, который заплатила в своё время команда „Макларен“. Сегодня, правда, можно лишь догадываться, помогли ли эти деньги автоспорту или оказались распилены многочисленными горячими сторонниками Мосли.