"Пирелли" надоели унылые гонки Формулы-1
Александр Стельмах
Комментарии
"Пирелли" собирается отправить всех гонщиков на два почти обязательных пит-стопа. Решение кажется простым, элегантным и выгодным всем.

Во время Гран-при Канады прошлого года пилоты совершили 65 обгонов. Это больше, чем в четырёх предшествующих гонках в Монреале вместе взятых, хотя мероприятия на острове Нотр-Дам (не в последнюю очередь благодаря «Стене чемпионов”) всегда считались особенно увлекательными.

В сезоне-2010 количество обгонов в Канаде стало третьим результатом

Неожиданно ”Бриджстоун» наткнулся на идеальную формулу – разрушающиеся покрышки порождают обгоны.

после Бельгии (67 обгонов) и Китая (82 обгона). Правда, гонки в Спа и Шанхае частично проходили под дождём – что, по обыкновению, добавляет веселья. Гран-при Канады значительно опередил другой драматичный «мокрый” Гран-при – Кореи, который казался очень опасным. Там, кто бы мог подумать, произошло всего 37 обгонов – а у Марка Уэббера едва не случился нервный срыв.

Причём, редкий случай, количество обгонов переросло в качество. Из 65 маневров в 21 не участвовали Ковалайнен, Трулли, ди Грасси, Глок, Сенна или Чанхок (в те радостные дни Сакон Ямамото еще не участвовал в гонках за „Хиспанию”) – гонщики трёх новых слабых команд. Хотя, справедливости ради, Хейкки оказался в классификации выше пилота “Рено”. Сами знаете какого. В гонке было два обгона, приведшие к смене лидера (Хэмилтон против Алонсо и Хэмилтон против Уэббера), а также один эпизод борьбы за второе место, успешно завершившийся в пользу Баттона. Британец обогнал Фернандо.

Что же произошло в тот день в Канаде? Японская компания привезла в Монреаль резину средней жёсткости и „сверхмягкие” покрышки. Оба типа оказались слишком нестабильными: “медиум”, разумеется, позволял продержаться дольше, но затем тоже начинал стремительно разрушаться. „Стратегия с одним пит-стопом была невозможной”, – резюмировал после гонки Хирохиде Намашима. Небольшой технический просчёт моментально увеличил зрелищность Формулы-1. Причём, к радости Берни, это произошло абсолютно бесплатно.

“Бриджстоун” не планировал развлекать публику подобным образом – перед гонкой не

Нестабильные покрышки создадут платформу для обгонов.

было и намека на возможность столь стремительной деградации резины. Правда, в позапрошлом году из-за известных финансовых разногласий Гран-при Канады не проводился – в последний раз, когда „Бриджстоун” привозил слики в Монреаль, их самым лучшим клиентом была команда “Эрроуз” – в 1997-м.

»Бриджстоун” уже не поставляет покрышки для Формулы-1, но их преемник – «Пирелли” – с удовольствием пользуется наработками конкурента. Велика вероятность, что конструкция покрышек сезона 2011 года будет умышлено предусматривать более быстрое разрушение. В результате команды столкнуться с необходимостью менять шины минимум два раза за гонку.

У этого решения есть куча достоинств. Пелотон будет тасоваться как минимум в два раза чаще. Ситуаций, когда лидер спокойно путешествует две трети гонки, без особого напряжения делает свой обязательный пит-стоп и побеждает, станет меньше. Особенно учитывая определённый паритет сил „Феррари”, “Макларена”, „Ред Булл” (мы надеемся, что после зимних каникул соперники не растеряют формы). Деградирующие покрышки позволят повторять ситуацию квалификации Канады – наверняка найдётся смельчак, который поставит более мягкие шины, и, перед угрозой неминуемого быстрого первого пит-стопа, будет изо всех сил прорываться вперед. Множественность вариантов развития событий добавит седых волос в голову инженерам-стратегам (пламенный привет новым сотрудникам “Феррари», отвечающим за тактику во время гонки) и значительно увеличит количество ошибок гонщиков. В пелотоне есть пилоты, которые с переменным успехом берегут покрышки, и на разных этапах гонки расстановка сил будет меняться. Всё это способствует обгонам.

«Пирелли» тоже не остаётся внакладе – в процессе этого броуновского движения в пелотоне внимание всех комментаторов будет приковано именно к покрышкам. Какой тип выбрал Фернандо Алонсо? Насколько быстро изнашивается резина у Дженсона Баттона? Почему у стратегов ”Феррари" перед сменой резины бледнеют лица?

Снова рад и Берни Эклстоун: Формула-1 становится интересной и по-прежнему без каких-либо дополнительных затрат.

На жаргоне бизнес-школы эта ситуация называется ”выигрыш – выигрыш". Довольны все стороны.

Недостаток, при ближайшем рассмотрении, только один: существует определённая категория болельщиков, которые полагают, что победители Гран-при Формулы-1 должны определяться по-честному, без вмешательства искусственных факторов вроде специально подпорченного компаунда резины. Такие болельщики-фундаменталисты уже потихоньку начинают роптать по поводу необходимости нажимать на кнопки, включающие KERS и регулирующие заднее антикрыло. Как им кажется, после всех этих движений (а, в перспективе, после консультации с инженером по поводу шинной стратегии) у пилотов не остаётся времени непосредственно управлять машиной в гоночном режиме.

Давайте предположим, что Формула-1 будет внезапно лишена всех раздражающих факторов и пилоты станут побеждать только за счёт своего мастерства и таланта конструкторов, которые разрабатывают болиды. Почти немедленно проявится главная проблема:

Чем больше у пилотов ”раздражителей", тем интереснее гонки.

вероятность гегемонии одной команды в течение нескольких сезонов резко возрастёт. Справедливо предположить, что интерес к Формуле-1 усилится только у фанатов той команды, которая в настоящий момент побеждает. Стимулов для продолжения просмотра гонок у всех остальных с каждым сезоном доминирования будет становиться всё меньше. Рейтинги телетрансляций начнут падать, меньше болельщиков придут на Гран-при, телеканалы и промоутеры гонок затребуют существенных скидок.

Но если в систему внести ”раздражители" – среди прочего, разрушающиеся покрышки, KERS и подвижное крыло – вероятность доминирования одной команды резко снижается. В этом сезоне ”Ред Булл" создал самую быструю машину (что было особенно видно в квалификациях), но комбинация разных негативных факторов позволила Феттелю выиграть только в самый последний момент сезона. Если раньше стимул для просмотра гонок был только у фанатов лидирующей команды, то теперь он появляется и для всех остальных. Растут рейтинги, трибуны ломятся от фанатов, Берни и CVC не успевают считать деньги. Система становится более эффективной, все стороны снова оказываются довольны.

Так что, вне всякого сомнения, стоит поддержать инициативу ”Пирелли".

Комментарии