Какие ассоциации вызывает у меня Швеция? Такой вот небольшой набор стереотипов: социализм, шведский стол, шведская семья, хоккей, Астрид Линдгрен, Альфред Нобель, «Икеа»… Наверное, и у вас похожие соображения.
Но мы с вами, как поклонники Больших Призов, несомненно, должны вспомнить и ещё одного представителя славной скандинавской страны — Ронни Петерсона. Сегодня этому удивительному Супер Шведу исполнилось бы 67. Всего 67…
Ну а теперь поподробнее. Бенгт Ронни Петерсон (14.02.1944 — 11.09.1978) – шведский гонщик, за свой атакующий гоночный стиль прозванный фанатами Ф-1 Супер Шведом. Вместе со Стирлингом Моссом и Жилем Вильнёвом он считается одним из величайших пилотов, не выигрывавших титул чемпиона Формулы-1.
В 1951 году непоседливый Ронни пошёл в школу, где явное предпочтение отдавал переменам, а не урокам. Год спустя отец построил для мальчиков «Трактор» — машину, которая была гибридом карта и трактора с мотором в 50 кубиков и развивала скорость до 12 км/ч. Во время уроков Ронни играл маленькими машинками и другими техническими штуковинами, а преподаватели отмечали, что учёба явно не была его приоритетом. Тем временем «Трактор» не простаивал – когда отец отправлял сыновей в деревню, они проводили целые дни, гоняясь на нём. В 1955 году «Трактор» получил двигатель от мопеда объёмом в 118 кубиков и развивал скорость уже до 40 км/ч!
ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ
Отец Ронни, Бенгт, с юности испытывал интерес к технике, гонялся на мотоциклах и даже начал учиться на инженера, но перед началом войны умер его отец, и Бенгту пришлось бросить учёбу для того, чтобы продолжать семейное дело.
В 1944 году в шведском Эребро, где находилась пекарня семьи Петерсон, родился Ронни, а спустя два года на свет появился его младший брат Томми. После войны увлечения Бенгта вновь дали о себе знать, и он опять начал участвовать в различных гонках, в 1947 году отец семейства вместе со своим другом Свеном Андерссоном начал строить собственные болиды, получившие в честь создателей имя Svebe. В 1950 году Бенгт закончил гоночную карьеру, но продолжал работать механиком у Свена и строить новые варианты Svebe, а также делал машинки для своих сыновей, Ронни и Томми.
В 1951 году непоседливый Ронни пошёл в школу, где явное предпочтение отдавал переменам, а не урокам. Год спустя отец построил для мальчиков «Трактор» — машину, которая была гибридом карта и трактора с мотором в 50 кубиков и развивала скорость до 12 км/ч. Во время уроков Ронни играл маленькими машинками и другими техническими штуковинами, а преподаватели отмечали, что учёба явно не была его приоритетом. Тем временем «Трактор» не простаивал – когда отец отправлял сыновей в деревню, они проводили целые дни, гоняясь на нём. В 1955 году «Трактор» получил двигатель от мопеда объёмом в 118 кубиков и развивал скорость уже до 40 км/ч!
Годом спустя 12-летний Ронни на своём «автомобиле» проехал несколько кругов по треку в Адольфсберге. Пара тысяч человек наблюдали за тем, как мальчишка нарезал круги по трассе и остановился лишь тогда, когда закончился бензин (говорят, это было единственным, что могло заставить Ронни покинуть автодром). Будущий гонщик Формулы-1 в школе ненавидел футбол, и то, что он был вратарём школьной футбольной команды, не доставляло ему никакой радости. Ещё он играл в гандбол, хоккей и лапту, но также их не жаловал — Ронни было трудно сосредоточиться на мяче (однако удивительно – уже взрослым он играл в теннис, гольф, бадминтон и сквош и имел неплохие результаты). Неплохо удавались ему бег и прыжки в высоту. Любимого предмета в школе у мальчика не было, но он проявлял интерес к истории. Ронни ненавидел английский и спорил с учителем по поводу того, почему он должен изучать язык.
В 1959 году юный Петерсон обзавёлся мопедом с двигателем 50 кубиков, папа немного поколдовал над мотором, в результате чего Ронни был пойман полицией, когда ехал со скоростью «немного» большей, чем 30 км/ч. В этом же году он впервые принял участие в гонках на мопедах, которые проходили близ родного Эребро. В 1960-м после 9 классов уставший от школы Ронни начал работать механиком у местного дилера Renault. В следующем году он собирался перейти в класс 250 кубических сантиметров, но у него украли мопед, и Ронни не смог позволить себе приобрести новый. Отец также отказывался давать ему деньги на мотоцикл.
Осенью этого же года в Лэйкс открылся первый в стране стационарный картодром – это определяет весь дальнейший жизненный путь Ронни Петерсона. В 1962-м Бенгт построил карт для Ронни – он получил имя Robardie в честь Ронни, его отца и 200-сильного мотора Ardie (карты с названием Robardie трижды подряд выигрывали чемпионаты мира по картингу с 1968-го по 1970-й, но уже без участия самого Ронни). Колёсами для карта послужили колёса от тачки.
Первые тесты на льду озера Эльмарен прошли в начале года, но мальчик был остановлен полицией из-за высокого уровня шума его транспортного средства. В феврале Ронни впервые принял участие в соревнованиях по картингу, потом в течение года участвовал ещё в нескольких гонках. Шведский чемпионат проходил на новом треке Лэйкс, и Ронни финишировал вторым в своем первом чемпионате в классе D, победителем тогда стал Инге Нильссон. Годом позже пришли победы – Ронни стал чемпионом Швеции в классе D и чемпионом скандинавского чемпионата Nordic и в командном зачёте, и как лучший пилот. 1964-й принёс молодому Петерсону три победы в быстрейшем классе A на его «Робарди».
Ронни принял решение уйти с работы механиком Renault и устроился на элеватор в Эребро. Наступил 1965 год – всё свободное время Ронни и вся его зарплата уходили на картинг, а вся семья колесила по Европе, посещая картинговые гонки. Ронни стал чемпионом серии Nordic в классах C и D, третий раз чемпионом Швеции (международный класс C), завоевал бронзу европейского командного чемпионата и 14-е место в чемпионате мира в классе A. Следующий год стал ещё успешнее – золото Европейского чемпионата в классе A, бронза мирового чемпионата (да-да, именно там будущая звезда Формулы-1 уступил девушке по имени Сюзанна Раганелли).
Однако в этом же году произошло нечто более значительное – Ронни дебютировал в Формуле-3. И опять машину построили Бенгт и Свен, фактически Svebe была копией Brabham. Ронни получил лицензию в Карлскуге, где его наставником стал Рейне Виссель, затем дебютировавший в Ф-1, как и его ученик, в 1970 году. В дебютной гонке Ронни завоевал свой первый подиум – стал третьим! Осенью Петерсон обзавёлся настоящим болидом Brabham, купив его у немца Курта Аренса, и в первой же гонке на новом болиде угодил в аварию – это случилось на заключительном этапе шведского чемпионата в Карлскуге. Ронни не везёт – он терпит аварию в лесу, к счастью, обходясь без травм. «Я вынужден был поднять дугу безопасности перед стартом, поэтому не покалечился. Авария была результатом неопытности», — пояснил он.
Первые тесты на льду озера Эльмарен прошли в начале года, но мальчик был остановлен полицией из-за высокого уровня шума его транспортного средства. В феврале Ронни впервые принял участие в соревнованиях по картингу, потом в течение года участвовал ещё в нескольких гонках. Шведский чемпионат проходил на новом треке Лэйкс, и Ронни финишировал вторым в своем первом чемпионате в классе D, победителем тогда стал Инге Нильссон. Годом позже пришли победы – Ронни стал чемпионом Швеции в классе D и чемпионом скандинавского чемпионата Nordic и в командном зачёте, и как лучший пилот. 1964-й принёс молодому Петерсону три победы в быстрейшем классе A на его «Робарди».
Ронни и Рейне Виссель, который старше его на три года, идут параллельными курсами – в 1967-м Виссель становится чемпионом, а Петерсон пятым в чемпионате Швеции. Ронни отправляется на европейский командный чемпионат на свои собственные деньги и становится быстрейшим шведом во время практики, в гонке же Рейне становится девятым, а Ронни 13-м. Перед сезоном 1968 года Петерсон обзавёлся новеньким болидом Tecno взамен старого Brabham, и это принесло свои плоды – победив в 11 гонках из 26, Ронни стал чемпионом шведской Формулы-3.
1969 год стал очень содержательным для 25-летнего пилота: помимо Ф-3 он начал гоняться ещё в трёх новых для себя классах: спортпрототипах, ралли и Формуле-2. 31 старт – 16 побед, 2 вторых места, 3 третьих, по одному четвёртому, пятому, седьмому и тринадцатому месту, а в 6 гонках Ронни не смог финишировать. Из них на две пришлись довольно серьёзные аварии, в одной из которых, во Франции, он получил ряд травм. Итогом сезона стала победа в европейском чемпионате Формулы-3. В этом году случилось ещё одно знаменательное событие в жизни Ронни – на дискотеке в Эребро он познакомился с дочерью торговца краской Барбро Эдвардссон, которая собиралась уехать в Нью-Йорк работать няней по программе au pair.
А дальше была она — роковая женщина Формула-1…
«Запишите, что Ронни фантастичен! Только не говорите ему об этом...»
Эти слова, сказанные тогдашним боссом March Максом Мосли после великолепного дебюта Ронни Петерсона за рулём частного Antique Automobiles Racing Team (March-Ford) на Гран-при Монако, можно смело сделать эпиграфом к карьере шведа в Королевских гонках.
Ронни Петерсон дебютировал в Формуле-1 10 мая 1970 года во время Гран-при Монако, уже в первой своей гонке став лучшим и единственным финишировавшим из гонщиков на болидах March (а компания там подобралась более чем серьёзная – чемпион мира 1969 года Джеки Стюарт, Крис Эймон, Йо Зифферт). Швед выжимал все соки из не самой новой модификации то и дело ломавшегося March 701, но очковый финиш в сезоне 1970 года так и не состоялся. Зато была достигнута другая важная цель – Ронни произвёл отличное впечатление на босса March и на следующий сезон был приглашён в заводскую команду. Так начиналась легенда о Супер Шведе.
1971 год преподнёс Ронни два фантастических подарка: в одном сезоне он стал вице-чемпионом Формулы-1 на болиде — кофейном столике March 711, и чемпионом европейской Формулы-2. Это, несомненно, способствовало росту популярности гонок в его родной стране, подкрепляясь тем фактом, что помимо Ронни в чемпионате Ф-1 участвовали также Йо Боннье и Рейне Виссель.
Сезон 1972 года принёс разочарование: March не был так быстр, как хотелось бы – за 12 гонок команда в полном составе набрала лишь 15 очков, 12 из которых были на счету Ронни. Некоторое утешение принесли победы в гонках спорткаров в Буэнос-Айресе и на «Нюрбургринге», а также вторые места в «24 часах Дайтоны», «12 часах Себринга», 1000 км Бэндс Хэтч и 6-часовой гонке в Уоткинс Глен. Но талант не может быть не замечен – Петерсон получил приглашение от чемпионской команды «Лотус» на следующий сезон. Успехи Супер Шведа воодушевили и его земляков, поэтому в календаре сезона 1973 года появился Гран-при Швеции.
Первый сезон за «Лотус» удался на славу – на счету Ронни было 9 (!) поулов и 4 победы за 15 этапов чемпионата. Первую в карьере победу Супер Шведу принесла гонка во Франции на автодроме «Поль Рикар». В личном зачёте Ронни уступил лишь двум чемпионам мира – Стюарту и Фиттипальди — и занял 3-е место. В Кубке Конструкторов «Лотус» стал первым, так как на последнем в сезоне Гран-при в Уоткинс Глен трагически погиб Франсуа Север и команда «Тиррелл» в память о своём пилоте не вышла на старт.
Сезон 1974 года для Ронни стал пятым в Формуле-1 и вторым в составе «Лотуса», а его партнёром по команде был тогда бельгиец Жаки Икс. Чемпион предыдущего года Джеки Стюарт повесил шлем на гвоздь, поэтому место чемпиона стало вакантно. Большие надежды связывались с революционным Lotus 76, построенным Колином Чэпменом, однако ожиданиям не суждено было сбыться – болид оказался не столь хорош, как надеялся Колин. На старом Lotus 72 Ронни одержал три победы и стал пятым в личном зачете.
В 1977 году Ронни оказался за рулём знаменитого шестиколёсного «паровоза» Tyrrell P34, но в тот момент уже было ясно, что будущего у болида нет: Goodyear отказались совершенствовать, да и вообще производить маленькие покрышки для одной команды, а позднее FIA дала чёткое указание на то, что у болида должно быть четыре колеса.
В 1975 году ситуация в «Лотусе» была не очень благоприятной: на этот сезон у них просто-напросто не было новой машины, поэтому Ронни вновь гонялся на Lotus 72, заработав всего 6 очков в 17 гонках и завершив год на 12-м месте. Зато личная жизнь била ключом – 20 апреля они с Барбро поженились, а в ноябре родилась их дочь Нина, и семья Петерсон перебралась в Монако.
Успех не пришёл и в 1976 году – новый Lotus 77 также нельзя было назвать удачной машиной. Ронни разорвал контракт с командой и остаток сезона провёл в March. Единственная в том году победа пришлась на Монцу, но положение вещей от этого особо не улучшилось – чемпионат швед закончил на 11-м месте.
В 1977 году Ронни оказался за рулём знаменитого шестиколёсного «паровоза» Tyrrell P34, но в тот момент уже было ясно, что будущего у болида нет: Goodyear отказались совершенствовать, да и вообще производить маленькие покрышки для одной команды, а позднее FIA дала чёткое указание на то, что у болида должно быть четыре колеса.
1978-й выглядел действительно многообещающе – Супер Швед вернулся в «Лотус» на место Гуннара Нильссона, подписавшего контракт с новой командой «Эрроуз» (Гуннар был очень талантливым шведским пилотом, в 1975 году он стал чемпионом британской Формулы-3, победил в 1977 году на Гран-при Бельгии в Цольдере, но сезон провёл нестабильно – никто не знал, что он был серьёзно болен, состояние здоровья не позволило ему участвовать в Больших Призах 1978 года).
В распоряжении Ронни был сначала Lotus 78, а потом и фантастический автомобиль-крыло Lotus 79 — болид, которому окончательно удалось приручить граунд-эффект. Единственной «проблемой» стал Марио Андретти, которому в команде отводилась роль пилота №1. Гонщики «Лотуса» лидировали в течение всего сезона, лишь изредка отдавая победы кому-то другому – например, Ники Лауде на «гоночном пылесосе» Brabham BT46B на Гран-при Швеции.
В Монцу два пилота Lotus приехали лидерами чемпионата, но уик-энд обернулся трагедией… Я намеренно не буду писать о событиях Гран-при Италии 1978 года – об этом и так сказано уже достаточно.
В 1978 году Швеция потеряла сразу двух своих лучших гонщиков – Ронни Петерсон погиб после страшной аварии в Монце, а Гуннар Нильссон умер от рака, не дожив даже до своего 30-го дня рождения. Власти страны решили больше не проводить Гран-при Швеции, и гонки Формулы-1 навсегда покинули «Андерсторп». С тех пор не было проведено ни одного скандинавского Гран-при, а в чемпионате мира после этого участвовали всего два шведа. Но шведский след навсегда остался в истории Формулы-1.