Показать ещё Все новости
Тесты погубили интригу
Александр Стельмах
Комментарии
Неужели межсезонные тестовые сессии Формулы-1 в третий раз подряд безошибочно определили фаворитов первых Гран-при?

С некоторых пор команды Формулы-1 усиленно экономят деньги – или, по крайней мере, делают вид. Под сокращение попали прежде всего тестовые испытания: ушли те дни, когда у коллективов Ф-1 были испытательные зондер-команды, а проблему – почти любую –

Раньше тестов было больше, но сегодня деньги на предсезонные испытания тратят куда изощреннее.

можно было решить немедленным выездом на автодром. В особенно выигрышном положении пребывала «Феррари”: трасса находится рядом с заводом и в те карамельные времена использовалась активно. На треке Фиорано с 1999-го по 2006-й „Скудерия” ежегодно проводила в среднем по 45 тестовых дней и, разумеется, выезжала и в другие традиционные места испытательной славы, вроде Барселоны.

Нетрудно догадаться: после резкого ограничения команды были не готовы в одночасье отказаться от такой развитой индустрии. Бюджеты, ранее освоенные на трассах, перетекли в куда более технологичные (а, значит, затратные) отрасли: тренажёры и виртуализацию Гран-при. Теперь пилоты проводят время на реальной трассе в том числе и для того, чтобы их коллеги в симуляторе на базе команды получили достоверные базовые настройки. С повышенной нагрузкой работают и аэродинамические лаборатории, команды Формулы-1 даже начали пользоваться услугами подрядчиков для аэродинамических тестов.

Соглашение об ограничении ресурсов позволяет платить за аутсорсинг, и труба “Тойоты” в Кёльне в это межсезонье загружена до предела. Тестовыми испытаниями часто заведуют люди из предыдущей эпохи: авторитетный инженер Луиджи Маццола, возглавляющий тест-команду „Феррари” аж с 1995 года, в 2006-м получил звучную должность “менеджера по испытаниям” и стал проводить больше времени в офисе – но, по существу, он по-прежнему занимается любимым делом – предсезонной „доводкой” очередного алого болида.

В результате, как можно предположить, особого экономического эффекта от ограничения тестов не наблюдается. Есть, впрочем, и приятные новости: испытательные ограничения резко упростили работу разного рода обозревателей и наблюдателей.

Команда “Макларен” буксовала на тестах – удастся ли сохранить место в топ-4?

Предсезонные тесты нынче сжаты до четырёх сессий, команды работают почти синхронно. В начале избавляются от детских болезней и находят базовые настройки, затем проводят длинные серии кругов и симуляцию гонки, а в конце – почти одновременно пытаются показать максимальную скорость в квалификационном режиме.

Коллективы Ф-1 выезжают на тесты почти полным пелотоном (никаких сольных выступлений в Фиорано). Даже если кто-то и пытается развлечь своих потенциальных спонсоров быстрым временем, на протяжении всех дней испытаний делать это опасно – время слишком драгоценно. В результате к концу тестовой эпопеи почти все могут прикинуть уровень команд на стартовых Гран-при сезона. В 2009-м, едва команда „Браун” выехала-таки на испытания, всем стало понятно: всё серьёзно. В прошлом году любой желающий мог обнаружить: четыре команды значительно оторвались от конкурентов – “Ред Булл”, „Феррари”, “Макларен” и „Мерседес”, причём команда Росса Брауна выглядела явно послабее. Первые Гран-при сезона этот расклад в целом подтвердили.

Впрочем, в 2011-м в процесс определения победителя межсезонья вмешались любопытные сторонние факторы: саморазрушающиеся покрышки “Пирелли”, системы KERS и заднее управляемое антикрыло. Теперь команды, желающие доказать своим венесуэльским спонсорам, что нефтедоллары потрачены не зря, обладают широкими возможностями добиться рекордного времени. Демонтировав KERS, слив максимальное количество топлива и установив экстрамягкие покрышки, можно (внезапно) зафиксировать лучший показатель тестов. Казалось бы, с былой однозначностью определить команды, подходящие к Мельбурну в наилучшей форме, довольно трудно.

Но не тут-то было. С KERS, „Пирелли” и задними крыльями определённые тенденции скрыть всё равно трудно. Например, все понимают: подготовка команды “Макларен” к новому сезону довольно точно характеризуется словом, сгоряча приписанным Мартину Брандлу отдельными переводчиками. Мартин, произнося слово „mess”, имел в виду, конечно же, беспорядок и сумятицу, которые царят в головах конструкторов MP4-26, но есть мнение некоторых наблюдателей: более жёсткое сравнение также не лишено смысла.

Очевиден также и факт резкого роста показателей “Мерседеса” к концу тестов. Команда Росса Брауна долго искала пресловутую секунду, успокаивала и обещала удивить всех первыми обновлениями для W02. Когда те доехали до тестовой Барселоны и были установлены,

В 2011-м нас могут ожидать необычайно крепкие середняки.

Шумахер и Росберг понеслись вперёд, да с такой скоростью, что многие фанаты сами знаете кого уже готовятся праздновать австралийскую победу. Форма „Ред Булл” и “Феррари”, продемонстрированная командами с первых кругов испытаний, никуда не исчезла – и это тоже заметно праздным наблюдателям.

Ожидает ли Формулу-1 борьба трёх команд – „Феррари”, “Ред Булл” и „Мерседеса”? С большой долей вероятности – да. Единственная интрига: кто заменит “Макларен” в составе „Большой четвёрки” и произойдёт ли эта замена? Очевидно: показатели болида “Рено” весьма впечатляющи, хотя черно-жёлтой машине будет трудно на равных бороться с лидерами. Рубенс Баррикелло на тестах демонстрировал проблески скорости (в отличие от нефтедолларового Мальдонадо), „Торо Россо” удивила реально работающим двойным днищем, “Форс Индия” вроде бы не настроена сбавлять обороты со времён 2010 года… „Макларену”, в худшем случае, придётся столкнуться с необычайно конкурентоспособным “вторым эшелоном” Ф-1.

Впрочем, есть вероятность, что по ходу сезона команда Мартина Уитмарша исправится: в отличие от своих конкурентов-середняков, у „Макларена” есть ресурс, творящий чудеса даже в нынешние дни экономии – разумеется, деньги. Их можно направить и на симулятор, и на аэродинамический аутсорстинг – и это, вроде бы, должно продолжить вселять в Хэмилтона и Баттона надежду на лучшее.

Комментарии