Все мы привыкли, что Формула-1 — это час квалификации и полтора часа гонки. Но на самом деле для болельщиков, выезжающих на различные этапы чемпионата, это три дня интересной и насыщенной жизни, множество околоформульных мероприятий, парад пилотов, раздача автографов, гонки поддержки.
Да, информативность на трибунах не такая, как у экрана телевизора, когда всё прекрасно видно и комментатор описывает все события, происходящие на трассе, а под рукой ещё и компьютер с live-timing. Но что телевизору передать не под силу, так это необыкновенный звук, цвет, запах Формулы-1 и, конечно же, эмоции, чувство сопричастности с происходящим на трассе.
В этой рубрике речь пойдёт о тех трассах, на которых побывала я и мои друзья, последуют воспоминания о гонках прошедших дней, будут помещены репортажи с места событий в дни Гран-при. Главная цель — постараться показать немного другой, нестандартный взгляд на Формулу-1. Ту формулу, которые видят болельщики с трибуны и не только с трибуны. Ведь, например, в Монце интересно смотреть гонку в «Прима Варианте» или «Аскари», но ничто не сравнится с эмоциями,
По инфраструктуре трасса шикарная – тут тебе и сидячие/лежачие места для отдыха, несколько сцен с артистами, крытый магазин атрибутики с кондиционерами. Кроме этого очень понравилась выставка с чемпионскими машинами разных лет.
которые бушуют на стоячке в «Параболике» — именно там уже не одно десятилетие собираются преданные болельщики Феррари. Мы пройдём с вами по дождливому Спа, побываем на самом сказочном автодроме в Абу-Даби и вспомним трассы, на которых Формулы уже нет, такие как Имола, Маньи-Кур, Шпильберг и другие.
20 лет российское телевидение показывает гонки Формулы-1, и каждый март после долгого межсезонья мы с нетерпением ждём, когда же начнётся наш любимый чемпионат.
В этом году политическая ситуация преподнесла нам сюрприз, который вряд ли можно назвать приятным, и старт сезона отложился ещё на две недели. Но свой первый выпуск я хотела бы посвятить именно так и не состоявшемуся Гран-при Бахрейна и задать вопросы болельщикам, которые побывали на трассе «Сахир» в предыдущие годы. Виталий Каждан и Алексей Самохин были на самом первом Гран-при Бахрейна в 2004 году, Александр Горбань и Сергей Чепцов — в 2006-м, а Анатолий Ермаков побывал там в прошлом году.
— Какое впечатление произвело на вас Королевство Бахрейн?
Александр Горбань: Больше всего запомнилось «Дерево жизни» – видимо, главная природная достопримечательность королевства. Это одиноко стоящее в пустыне раскидистое дерево (разновидность акации) растёт там с незапамятных времен. Откуда черпает жизненные силы, непонятно. Это единственное на острове дерево, которое живёт самостоятельно, без полива. Поэтому для местных жителей оно является символом жизни и твёрдости духа. Но выглядит этот символ не очень презентабельно: ствол и ветки покрыты граффити, надписями вроде «здесь был Ахмед», по веткам лазают туристы. Мы походили вокруг, фотографировались. Наш водитель спросил меня, почему мы не залезаем на дерево. «А что, обязательно?» – спросил в ответ я. «Нет, – ответил он. – Просто все лезут…»
«Дерево жизни»
— Многие из вас были на европейских Гран-при, чем от них отличается автодром в Бахрейне, что больше всего запомнилось?
Алексей Самохин: Трасса очень правильная, очень продуманная, всё на своём месте, со всех трибун хорошо видны нужные
Был интересный момент, когда Сато пытался пройти Ральфа и даже прошёл его, но на другом изгибе Ральф просто-таки перекрыл дорогу Такуме. У него было два пути – либо съехать в траву, либо таранить Ральфа. Молодец, не растерялся! Таранит!
куски трассы, словом, впечатление очень позитивное! Видимо, из-за того что этот Гран-при был первым на Ближнем Востоке, местные умельцы ещё не освоили производство неоригинальной формульной атрибутики, коей кишат блошиные рынки возле всех европейских трасс. Хотя стенды, содержащие что-либо кроме просто торговой точки, были только у Mercedes и у Gulf Air.
У «Мерседеса» можно было посмотреть на настоящий Mercedes SLR McLaren, CLK 55 AMG, а также G55 AMG и традиционно не купить ничего из фирменной атрибутики McLaren, а только лишь Mercedes. На стенде Gulf Air (это местная авиакомпания, ставшая титульным спонсором проходящего Гран-при) были установлены болиды неизвестного происхождения, раскрашенные в цвета их самолётов. В качестве развлечения предлагалось сесть в кокпит такого болида и при помощи установленного на нём монитора попытаться ощутить себя Шумахером… или кем хотите на любой из трасс прошлого сезона. Из полезного на трассе можно было выиграть настоящую Ferrari F360 Modena, а также одну из коллекционных моделей Mercedes SLK 55 AMG. Не удалось ни того, ни другого, но ведь главное – участие!
Анатолий Ермаков: По инфраструктуре трасса шикарная – тут тебе и сидячие/лежачие места для отдыха, несколько сцен с артистами, крытый магазин атрибутики с кондиционерами. Кроме этого очень понравилась выставка с чемпионскими машинами разных лет. Вечером каждого дня рядом с трассой на большом концертном стадионе (тысяч на 30) проходили концерты. Мы, к примеру, после гонки сходили на концерт Тимбалэнда.
Выставка с чемпионскими машинами разных лет
— На каких трибунах вы сидели, какой вид с них открывался и чем они вам запомнились?
А. Е.: Билеты у нас были на University Granstand 2. Обошлись они нам примерно в 130 евро на человека. По впечатлениям – нормально, видно часть стартовой прямой, 1-3-й повороты и выход на заднюю прямую (8-й и 9-й повороты). В принципе, интереснее всего было, на мой взгляд, в последнем повороте (Victory Grandstand).
С. Ч.: Я сидел на главной трибуне — Main Grandstand. Большая часть всех мест находится на главной трибуне, напротив боксов, от линии старта в сторону первого поворота. Видно всю стартовую решётку, боксы команд. Много мониторов, козырёк, отличный сервис, чистота, нельзя курить, нельзя пить любое спиртное. Забавно то, что перед входами на трибуны сплошной ковровый слой с беседками, разными диванчиками и креслами, подушками и лежаками, стильно. Есть курильни кальяна. Очень приятная, спокойная обстановка на трибунах и перед ними.
А. С.: Мои места были в первом повороте (Turn1 Grandstand). Обзор хороший, но достаточно локальный. Есть экран, но чтобы его видеть, надо сидеть не дальше сектора L. В моём повороте на тренировочных заездах вылетел Култхард, это была картина, достойная кисти художника – Дэвид самостоятельно толкает свой болид до подъёмника, сам привязывает к нему крюк, и только после этого появляется обслуживающий персонал гонки, помогающий ему в нелёгком бремени эвакуации машины в боксы.
— Кроме Формулы-1 что ещё интересного было за эти три дня?
А. С.: Я посмотрел гонки формулы BMW-Asia и Thoroughbred GP (это гонки на болидах Формулы-1 прошлых лет), смотреть на них было не слишком интересно – соревнуются раритеты, которые уж слишком сильно отличаются друг от друга в классе. Сразу с первых секунд в огромный отрыв ушли две неизвестные мне машины с надписью Leyland на борту. И за 10 кругов, которые длится эта гонка, они успели обогнать остальных больше чем на круг. Ещё в этот уик-энд Жан Алези проехал три круга за рулём Mercedes-Benz Streamliner 1953 года выпуска. Удивительно красивая машина! Машина вне времени! Ни за что не подумаешь, что этой машине уже 50 лет. Машина вызывала всеобщие овации стадиона!
— Чем вам запомнилась сама гонка, на которой вы были?
А. С.: Был интересный момент, когда Сато пытался пройти Ральфа и даже прошёл его, но на другом изгибе Ральф просто-таки перекрыл дорогу Такуме.
Гонки – это всё равно классно! Сама вот эта атмосфера! Ради этого стоит ездить чёрт-те куда, чтобы на очередные три дня в неё окунуться!
У него было два пути – либо съехать в траву, либо таранить Ральфа. Молодец, не растерялся! Таранит! Шумахер-младший совершил несколько оборотов вокруг себя и улетел в гравий. Но выбрался оттуда. Обоим пришлось ехать на внеплановый пит-стоп. У Кими во второй раз за уик-энд сгорел мотор, а у Култхарда были механические неисправности, он заехал в боксы, где его никто не ждал… Печально. Ещё стоит отметить прорыв Алонсо со дна таблицы в очки!
А. Е.: Сама гонка была достаточно скучная, обгонов было немного. Запомнился разворот Кубицы и Сутиля на старте.
— Ваше мнение о Гран-при Бахрейна в целом, хотели бы вы поехать на него ещё раз?
А. Е.: В целом Бахрейн один раз стоит посетить, но вряд ли мы в ближайшее время поедем туда снова.
Старт гонки
Виталий Каждан: Представьте себе, что во время футбольного матча вы, сидя на трибуне (или глядя в экран), не понимаете, кто кому забил и забил ли вообще. Тут комментатор (или бегущая строка) вам сообщает, что забил «Спартак», причём гол был потрясающий. Вы остервенело машете флагом и орёте: «Спартак-чемпион!», — после чего продолжаете внимательно смотреть за игрой, ожидая новых сообщений. Скажете, идиотизм? Но именно так и выглядит «боление» в Формуле-1. Но своё туристское удовольствие от поездки в Бахрейн я, безусловно, получил: вырвался, сменил обстановку, посмотрел новую для себя страну, не похожую на те, что я видел до этого. Ну и, конечно, потусовался на гонке, послушал вой моторов, в очередной раз приобщился, так сказать.
А. С.: Несмотря на то что все мои фавориты в этой гонке очков не набрали, гонки – это всё равно классно! Сама вот эта атмосфера! Ради этого стоит ездить чёрт-те куда, чтобы на очередные три дня в неё окунуться! А победы… и на нашей улице будет праздник.