Много лет у болельщиков Формулы-1 была традиция плохо спать ночь в пятницу и просыпаться, когда ещё темно, в субботу и в воскресенье. Это было почти как ритуал – включать телевизор в утренних сумерках и пугать ещё не проснувшихся соседей радостными криками, когда на последних секундах квалификации меняется лидер или когда гонщики заходят в первый поворот, а мы ещё не в состоянии привыкнуть к новым расцветкам команд и узнавать новичков. А самые стойкие фанаты собираются ранним утром в спортбарах, чтобы встретить самый долгожданный праздник болельщика – старт сезона Формулы-1! Когда гонка начиналась с Бахрейна, это было немного буднично, настоящие болельщики любят как раз утренний старт в Австралии…
Именно с Австралии началось моё знакомство с телевизионной Формулой-1 в далёком 1996 году. Тогда же состоялась самая первая гонка в мельбурнском Альберт-парке, а Шумахер впервые проехал за рулём «Феррари». Но больше всех мне запомнился Мартин Брандл, когда на первом же круге гонки он попал в страшнейшую аварию, его болид просто разорвался на две части, но гонщик в полном порядке пересел в запасной болид и вышел на рестарт. Для меня в тот момент это был просто шок, после такой аварии, мне казалось, человек больше никогда не сядет за руль, не то что поедет через 15 минут в гонке… Именно в тот момент я и стала преданным болельщиком Формулы-1 и мечтаю до сих пор, как, наверное, и большинство поклонников Королевских гонок, побывать когда-нибудь в такой далёкой для российского человека Австралии.
Не многие знают, что чемпион мира по боксу Костя Цзю был почётным гостем в паддоке в 2005 году и даже проехал по трассе Альберт-парк в качестве участника гонки поддержки. Совместно с Керином Перкинсом он выступил в серии BMW Celebrity Challenge. Но на этой трассе побывал не только наш знаменитый боксер, на ней были и обычные болельщики, и свои вопросы я задала Павлу Юрченко, который был в Мельбурне в 2006 году, и Сергею Мазаеву и Светлане Владимировой, которые до сих пор с восторгом вспоминают свою прошлогоднюю поездку.
Мельбурн
— Чем больше всего вам запомнилась Австралия?
М.С. В самой Австралии мы были в двух основных городах: Сиднее и Мельбурне. На мой взгляд, Сидней интересней Мельбурна, там мне понравились великолепные пляжи, мы были на двух самых известных: Manly beach и Bondi beach. Загорать там хорошо, а купаться не очень — большие волны, всё же это океан. На Мэнли нас выгнали из океана из-за акул, которых мы даже не видели. Народ в Австралии спокойный и доброжелательный, говорят на местном диалекте английского языка, понять который иногда очень сложно.
В.С. Австралия – ощущение какой-то немного нереальности, начиная с 20-часового перелета. Родина – на другом конце земного шара, конец осени – а погода +30 градусов, и вообще всё вверх ногами. А вообще Сидней – воздух, краски, «каменные джунгли» — понравился! И порядок (иногда не совсем понятный). Кенгуру там не бегают по улицам, но мы с ними побратались в зоопарке (там ещё коалы, страусы, ехидны, утконосы, пингвины и пр). Зато есть аборигены – они приезжают на крутом авто на центральную площадь, раскрашиваются и дудят в свои дудки.
Ю.П. Удивительная страна с неповторимым животным миром и потрясающе красивыми местами. Сразу очень трудно привыкнуть к тому, что солнце в зените находится на севере, хотя встаёт и заходит как обычно; что после лесных пожаров, случающихся очень часто, все деревья и растительность восстанавливаются полностью за 2-3 года. От Мельбурна в сторону Аделаиды мы проехали по великой океанской дороге – более красивого в жизни ничего не видел. В Сиднее понравился великолепный мост, залив, здание оперы – визитная карточка города, глядя на которое не перестаёшь удивляться его изящности и инженерной мысли.
— Какое впечатление на вас произвела трасса в Альберт-парке?
М.С. Я бы назвал трассу в Альберт-парке «негородской трассой» в городе. Альберт-парк расположен на окраине Мельбурна. Трасса проходит вокруг озера. Парк очень красивый, в озере плавают чёрные лебеди. Особенность: гоночный уик-энд, в отличие от других этапов, продолжается все четыре дня. Много местных гонок поддержки. Нигде (даже в Японии) мы не видели такой чистоты и порядка. За организацию я бы поставил австралийцам 5+. В пунктах питания никаких очередей и толкучки. В общем, не было ничего, что могло бы омрачить праздник автоспорта.
Для любителей истории и старины организована выставка исторических гоночных автомобилей. Я там видел «Альфа Ромео» 159, на котором ездил сам Фанхио, Brabham BT33 самого Джека Брэбэма, BRM P201 Жан-Пьера Бельтуаза и многое другое. Можно пролететь на вертолёте. Мы не летали из-за плохой погоды. В общем, эта трасса одна из лучших в мире.
Мельбурн
В. С.: Трасса просто сказка! Рядом с нашим отелем была остановка бесплатного трамвая, 15 минут – и мы в Альберт-парке! В парке просторно, очень чисто – лежи, где захочешь, хотя и посадочных мест достаточно. Организовано всё очень хорошо, например, мост через трассу двухуровневый, туда – по одному уровню, обратно – по другому, без толкучки. Пустячок, а приятно. И таких мелочей много. Много мероприятий – концерты, ряженые (не только болельщики).
Больше всего понравились ежедневные авиапредставления. Чего только не выделывали эти самолётики, каждый день народ по 20 минут стоял с разинутыми ртами, глядя в небо! А потом они (самолеты) пролетали перед гонкой над трассой вместе с аэробусом спонсора гонки авиакомпании Qantas (мы летели на таком из Сиднея в Мельбурн). Мы боялись, что этого пролёта не будет, т.к. как раз начинался дождь, но они смогли! Все трибуны Альберт-парка носят имена гонщиков – Кларк, Сенна, Прост, Шумахер. В этом году появился Уэббер (Петрова ПОКА нет!).
На ГП Австралии есть интересные предложения – разные трибуны на уик-энд, мы и выбрали подходящий вариант. На четверг был Джонс, но мы до неё даже не дошли, т.к. приехали уже достаточно поздно. Пятничная Кларк была не очень удачная, но для свободных заездов ничего. Квалификацию мы смотрели с главной — Брэбхэм. Я никогда не стремилась на главную, но здесь был хороший экран, что и надо было на квалификации. Ну уж на гонке мы сидели в своём любимом первом повороте – Фанхио, и это было правильно.
Ю.П. Альберт-парк круглый год является любимым местом отдыха горожан. Можно приехать туда на машине, пожарить барбекю и покататься по дороге, которая через несколько дней превратится в трассу Формулы-1. Удивило то, что очень маленькие (или практически отсутствуют) зоны безопасности, хотя трасса медленной не считается.
Основные трибуны расположены практически вплотную к трассе – это и есть одна из особенностей Альберт-парка, для фанатов Формулы-1 как раз то, что нужно. Самым главным событием для меня была встреча с пилотами BMW-Sauber F-1 Ником Хайфельдом, Робертом Кубицей и человеком, за которого я болел 10 лет, Жаком Вильневом! Когда он давал мне автограф, сердце сжималось от радости, в происходящее верилось с трудом. А когда я жал руку, то казалось, что соприкасаешься с историей. Согласитесь, не каждому в жизни удаётся пожать руку чемпиону мира в Формуле-1.
Мельбурн
— Чем вам запомнилась сама гонка, на которой вы побывали?
В.С. Гонка была достаточно интересной. Существует традиция, что, когда мы приезжаем на Гран-при, на трассе идёт дождь. Даже тот факт, что в Мельбурне начиная с 1996 не было ни одной дождевой гонки, нас не смутил: естественно, мы попали на единственную гонку под дождём! Но главное для меня, что это была вторая гонка Петрова. Я как раз лишилась своего «объекта» — Физикеллы, за которого болела 12 лет, он ушёл из гонок, и я была в печали и поиске, а тут как раз Петров, и сразу решились мои проблемы. Он здесь очень хорошо стартовал, но вылетел на 10-м круге, что меня временно убило, но и дальше было что посмотреть. Оставалось надеяться на будущее…
Ю.П. Весь уик-энд в 2006 году прошёл под эгидой BMW – они были одним из главных спонсоров гонки. Всех собравшихся в пятницу удивлял молодой тест-пилот «БМВ-Заубер» Роберт Кубица, проходя и штампуя круги на очень больших скоростях. Складывалось впечатление, будто бы он летал над трассой с пустыми баками. Все четыре дня с 9.00 до 18.00 в Альберт-Парке проходили соревнования в разных сериях и классах: Dodo Formula-3, Carrera-Cup, V-8 Super-Car, V-8 Utes, Carting, BMW-120. Одним из самых интересных был показательный заезд: BMW-120, BMW М3 и BMW-Sauber F-1. Машины стартовали с определённым интервалом, а финишировали практически одновременно. Бурю эмоций вызвал парад ретро-автомобилей, посвященный 50-й годовщине Гран-при Австралии.
Гонка для «БМВ-Заубер» прошла очень удачно: Ник пришёл четвёртым, Жак – шестым. Я искренне радовался за БМВ – ведь это была всего лишь третья гонка этой команды. Увидев всё своими глазами, я понял, что такое 330 оборотов в секунду, что такое настоящая скорость и настоящий разгон, что такое настоящее мужество, характер и воля к победе.