Показать ещё Все новости
Правильный способ начинать сезон
Александр Стельмах
Комментарии
Стоит поздравить друг друга с началом сезона и признаться самим себе: Гран-при Австралии – гораздо более атмосферное место для первого Гран-при сезона, чем гонка в Бахрейне.

К большой радости собравшихся болельщиков, у современной Формулы-1, несмотря на все усилия Берни Экклстоуна, ещё остались этапы, проходящие в либеральных и демократических странах. Там вероятность народной революции – не больше шанса Нараина Картикеяна выиграть чемпионат мира. После того как шииты на Жемчужной площади и жёсткое подавление их выступлений разом обрушили многолетние усилия Бахрейна по поддержанию имиджа современной прогрессивной страны (в том числе и с помощью Гран-при), сезон 2011 года торжественно открывает Австралия. Трудно найти людей, искренне жалеющих о том, что чемпионат начался не в песках Бахрейна. Тилькедром в Сахире в этом году избавили от нескольких поворотов «трассы выносливости”, но даже с такими реформами он не стал зрелищнее. Через пару месяцев решится, вернётся ли вообще Бахрейн в календарь в 2011-м либо мы увидим сильное и процветающее королевство с введёнными на его территорию дружелюбными войсками Саудовской Аравии на экранах телевизоров только в следующем сезоне.

Бахрейн явно проигрывает Австралии по зрелищности, даже без влияния восстания.

Австралия – совсем другое дело. Все без ума от антиподов и их страны, расположенной за тридевять земель. Сезон на другом конце света начинается с особо приподнятым настроением. После тестовых заездов пилоты и важные люди Формулы-1 (в этом году они особо лицензированы FIA – чтобы поменьше подавали на федерацию в суд) собираются в дальнюю дорогу: с одной или с двумя пересадками прилетают в Мельбурн. Или, как Рубенс Баррикелло, готовы сделать это почти вплавь. В Австралии – всё по-другому. Вместо ранней весны – бархатная осень. Вместо закутанных в белые одеяния бесформенных шейхов – загорелые обитатели (и, конечно, обитательницы) пляжей Сент-Килда. Правда, в этом году в Мельбурне холодновато – отдельные пилоты даже облачились в шапки, но в воскресенье обещают до 23-х градусов тепла.

В обрамлении географических и пляжных красот страны особым образом выделяется трасса в Альберт-парке, которая отличается от Сахира примерно как демократия от абсолютной монархии. Трек пригоден для обгонов (в прошлом году их было 41 – правда, с вмешательством дождя) и обладает не прощающими ошибки отбойниками. В определённых местах стены непосредственно прилегают к трассе. Карун Чандхок, хоть в этом сезоне и не штатный гонщик, уже успел проверить: точно, не прощает. Это выгодно оттеняет Альберт-парк на фоне суперсовременных автодромов, где уткнуться в бетон в принципе невозможно – до него километр асфальта. В Мельбурне разнервничавшихся гонщиков ждут и гравийные ловушки – явление в современной Формуле-1 архаичное. Сочетание этих факторов удачно дополняется ещё одним – с 1996 года Гран-при Австралии проводится в дебютной части сезона, а это означает: гонщики и команды чаще всего не очень готовы к спокойной езде.

Кстати, в 2011-м в пелетоне будут выступать разом пять чемпионов. Последний раз такое автоспортивное счастье случалось в 1970-м, когда сошлись гранды – Брэбхем, Хилл, Халм, Сертиз и Стюарт. Выиграл чемпионат (увы, посмертно) Йохен Риндт.

Первые тренировки не принесли грандиозных проблем.

Преддверие сезона 2011 года сопровождалось рекордным количеством фобий у пилотов. Особо ретивые издания даже мрачно предрекали некую мифическую забастовку гонщиков (о ней иносказательно упомянул Феттель). Матадоры современного автоспорта якобы побоялись запутаться в рычажках и кнопках на руле. Ближе к Гран-при Австралии стало известно: команда „Мерседес” обеспечивает регулировку заднего крыла при помощи третьей педали – и ситуация сразу начала напоминать известные болиды “Макларен” 1997-1998 года. У них тоже был третий ножной элемент для управления задними тормозами. Дэвид Култхард, по его признанию, довольно быстро освоил технологию, ведь у него был невероятный стимул: хитрое приспособление делало болид гораздо быстрее. Нечто подобное новоиспечённый комментатор „Би-Би-Си” предрекал и в отношении крыла комбинации KERS и крыла: все привыкнут и успокоятся.

По итогам второй тренировки оказалось: небеса не разверзлись и не поглотили несчастный пелетон отчаявшихся обилием кнопок на руле гонщиков: тренировочные заезды с регулируемым крылом не вызвали неожиданных драм. Стоит, правда, отметить, что коварная FIA перенесла начало зоны использования крыла на 867 метров перед первым поворотом – ожидалось, что будет не далее 600 м. “Ред Булл” по этому поводу слегка побурчал: в команде уже успели провести необходимые симуляции и подобрали передаточные цифры КПП.

»Маруся-Вёрджин” рискует разочаровать.

Не случилось катастрофы и с покрышками «Пирелли” – по крайней мере, в условиях тренировок. Некоторые пилоты публично удивлялись: проклинаемые шины оказались гораздо устойчивее к износу. Разумеется, отголоски апокалиптических ожиданий по-прежнему слышны – но будущего уже никто особенно не страшится.

Пугающий эффект правила 107 % сохраняется. Как ни печально осознавать, в зону риска неожиданно попала „Маруся-Вёрджин”. Пару недель назад мы (ошибочно) предрекали коллективу “Лотус” нарастающую конкуренцию со стороны коллектива Джона Бута. Увы, желания оказались тщетными. Надо отметить: нынешняя форма команды пугает и вызывает большие опасения: радикальные технологии, пусть даже компьютерные, всё равно требуют значительных бюджетов.

А что касается „Хиспании”, то она – сама стабильность. Как и в прошлом году, на первом этапе сезона автомобили Колина Коллеса крайне редкие гости на трассе, а Нараин Картикеян и Витантонио Лиуцци за событиями на трассе в Мельбурне пока наблюдают по телевизору. Есть большая опасность: они продолжат это делать и в воскресенье.

Комментарии