Гран-при Австралии обещал быть своеобразной кульминацией предсезонных тревожных ожиданий – предрекали жуткие проблемы с покрышками, огромное количество обгонов при помощи регулируемого заднего крыла и хаотичные KERS-старты. На поверку всё оказалось куда более тривиальным: Серхио Перес самым возмутительным образом проехал гонку с одним пит-стопом (стратеги посрамлены), «третий дивизион” так и остался безнадёжным (посрамлены миллионы Фернандеса), тройка лидеров квалификации вообще не использовала KERS (запоздалый привет Максу Мосли), а Себастьян Феттель не заметил смены сезонов – и яростно штампует победы в стиле последних двух этапов 2010-го.
Виталий Петров провёл лучшую гонку за всю историю российского автоспорта.
На этом фоне самым ярким событием Гран-при Австралии вне всякого сомнения стал подиум Виталия Петрова. Россиянин довольно неожиданно показал своим критикам всё, что о них думает, самым непосредственным образом – великолепным выступлением и заслуженным подиумом. Россиянин на пьедестале выглядел весьма приятно, даже „пятая колонна” журналистов-скептиков, в которую часто записывают вашего автора, не имеет оснований отлынивать от совершенно искренней радости за Виталия и весь федеральный автоспорт.
Не стоит, конечно, обольщаться, что разрыв между Хайдфельдом и Петровым столь значителен. 18-е место на старте спровоцировала крайне неудачная квалификация Ника. В ней по собственной вине немец запорол первый быстрый круг, а на втором застрял за “Хиспанией”. Показатели Хайдфельда в трёх тренировках не были провальными: пилот отставал от Виталия совсем чуть-чуть, но вёл машину исключительно нервно. Было ли это связано с проблемами KERS или с другими напастями – уже не важно: Петров одолел своего конкурента честно и ошеломляюще. На старте Ник прорвался вперёд, но тут же напоролся понтоном на „Торо Россо” – после этого для него гонка была фактически закончена. Особого героизма в том, что Ник доехал, нет: стартуя из дальней зоны, повредить машину проще простого. Рецепт успеха понятен – стоит квалифицироваться лучше.
Виталий Петров не очень хорошо владеет английским языком, но после гонки он смог наглядно объяснить журналистке “Би-би-си»: воспринимать его как «гонщика за деньги” ни в коем случае не стоит. Серхио Перес, кстати, своим стабильным выступлением сформулировал схожий тезис. Сбылась мечта поколения – мировая общественность совершенно искренне радуется за россиянина, и нефтяные деньги тут ни при чём.
»Пятая колонна” может успокаивать себя: Хайдфельд был не единственным пилотом-неудачником. Михаэль Шумахер вновь не смог одолеть Нико Росберга и пал жертвой столкновения в первых поворотах (тоже результат вялой квалификации). Рубенс Баррикелло допустил гигантское количество ошибок для участника примерно трети всех Гран-при Формулы-1. Бразилец самоустранился в квалификации и уничтожил радиатор охлаждения на болиде Нико Росберга в гонке. На фоне такого вызывающего поведения Пастор Мальдонадо смотрелся не лучше, и это, возможно, говорит о том, что Нико Хюлькенберга из команды «Уильямс” уволили слишком рано.
Уэббер стал главным неудачником гонки.
Разочаровал Уэббер. Складывается впечатление: Марк не очень-то хорошо реагирует на внешнее давление. Пилот упустил чемпионский титул в последних гонках сезона (включая ключевой провал в Корее), а в Австралии вновь пал жертвой известной напасти – у себя на родине Уэббер нормально выступать по неизвестной причине не может. Не иначе как из-за завышенных ожиданий родной публики. Потолком его достижений в Альберт-парке являются пятые места, завоёванные на „Уильямсе” и, страшно сказать, “Минарди”. К большому удивлению собравшихся, именно этот результат был повторён и в 2011-м – австралиец не имеет права занимать такую позицию на фоне бесспорного доминирования Феттеля и великолепного RB7.
Марк и его гоночный инженер Киарон Пилбим дружно загрустили ещё в субботу утром – когда не по годам сосредоточенный Феттель внезапно понёсся вперед. Судя по лицу „австралийской отваги”, Уэббер не очень понимал, откуда его партнёр по команде черпает такую сумасшедшую скорость. Когда в квалификации “Ред Булл” австралийца обошёл „Макларен” Хэмилтона, ситуация стала и вовсе мрачной – даже местная пресса начала понимать: победы соотечественника можно и не дождаться. Зато Дани Риккиардо – у него такой сочный итальянский нос, словно он сошёл с экрана сериала “Клан Сопрано” – радовался жизни. Судя по всему, слухи о карьерном пути Риккиардо, ведущем прямиком в кокпит Марка Уэббера, совсем не беспочвенны.
Удивительно стабильно (хотя и не без приключений) выступила команда „Макларен”. За 10 дней до начала тренировок в Альберт-Парке Мартину Уитмаршу пришла в голову светлая идея отказаться от осьминожьего выхлопа и использовать “консервативную систему выпуска” (перевод: „Мы скопировали идею у ”Ред Булл“) но, так или иначе, всё заработало лучшим образом.
Льюис Хэмилтон провёл одинокую гонку в компании с почти отвалившимся днищем и финишировал-таки вторым, а Дженсону чуть не повезло – на старте он зазевался и пропустил вперёд Массу. Дальше было весело: после многих бесплодных попыток в 12-м повороте Баттон был вынужден срезать и оказался впереди. Дженсон не вернул место Массе и по радио обвинил бразильца в препятствии обгону, а тот, не будь дурак, поменялся местами с Алонсо и заехал в боксы. Если эта комбинация стала результатом деятельности новых стратегов ”Феррари», то они очень выросли в наших глазах.
Форма «Маруси” удручает – команда балансирует на грани непопадания в 107 %.
В результате Баттон оказался в сложном положении – пропускать было некого. Ситуация предусматривала не слишком приятный финал: проезд по пит-лейн. Тим-менеджер ”Макларена» Дейв Реддинг связался с Центром управления гонкой, те попросили подождать решения, а потом, не выходя на связь, коварно передали дело стюардам, и Дженсон был признан виновным. Чистая победа ”Феррари" в этом эпизоде.
А впереди всё это время был Феттель. Выиграв титул, Себастьян неожиданно превратился в Михаэля Шумахера образца 1995 года – на смену розовощёкому пучеглазому подростку пришёл не по годам расчётливый и эффективный чемпион. Феттелю всего 23 – Мартин Брандл судорожно вспоминал, чем он занимался в этом возрасте и можно ли об этом рассказывать зрителям ”Би-би-си". Квалификационный круг Себа был изумительным: если бы немец прошёл его в Q1, за пределами 107 % остались бы оба ”Вёрджина", а гонщики ”Лотуса/Фернандеса" были бы всего в тысячных от провала. За 58 кругов Себастьян не совершил ни единой ошибки, а в послегоночном обмене поздравлениями не заорал и даже не заплакал.
И в этой связи необычайно остро встаёт вопрос: позволит ли терминатор-чемпион выиграть в ближайшие недели хоть кому-нибудь?