На довольно компактном рулевом колесе болида Формулы-1 располагается такое количество разнообразных кнопок и переключателей, что просто диву даёшься. Находясь на трассе, пилот лёгким движением руки может изменить состав топливной смеси или баланс тормозов, активировать подвижный элемент заднего антикрыла или воспользоваться помощью системы рекуперации кинетической энергии. На дисплей выводится вся необходимая гонщику информация, а на тыльной стороне руля расположены лепестки переключения передач и сцепления. Возможности рулевого колеса едва ли не безграничны — разве что оживить заглохший двигатель без помощи со стороны механиков со стартером у пилота не получится.
Впечатляет и стоимость — 20 тысяч фунтов стерлингов за штуку. Изготавливается руль болида Ф-1 из очень лёгкого и прочного (а как следствие, и весьма дорогого) углеволокна, а перед тем, как занять своё законное место в кокпите, он должен пройти обязательную процедуру омологации FIA. Давайте поподробнее познакомимся с современным рулевым колесом — «Макларен» предлагает внимательно рассмотреть руль болида MP4-26.
За настройку дифференциала болида отвечают сразу три переключателя — A, D и E. «Грубую», если хотите, настройку выполняет первый — тёмно-красный переключатель в левой верхней части рулевого колеса. Если необходима более точная настройка, то используется второй, который располагается в центре. Наконец, третий — находится он в правой нижней части рулевого колеса — используется, к примеру, в дождевых условиях, когда необходимо быть очень аккуратным.
Почему же дифференциалу болида Ф-1 уделено столько внимания? Почему его настройка должна быть такой точной? Всё дело в том, что дифференциал, как и на дорожных машинах, является ключевым элементом — его задача состоит в том, чтобы передать мощность двигателя ведущим колёсам, которыми в нашем случае являются задние. Недостаток мощности приведёт к потери времени, избыток — к невозможности совладать с машиной.
Таким образом, дифференциал отвечает за управляемость болида — просто или сложно будет управлять им в зависимости от таких факторов, как погодные условия, уровень сцепления с трассой, баланс машины, износ шин, количество топлива и многих других.
Переключатель C, расположенный в левой нижней части рулевого колеса, является мультифункциональным — он выполняет около 50 различных функций! При работе с ним все эти функции выводятся на дисплей. Для того, чтобы не затеряться в таком количестве информации, выбирая во время гонки нужный пункт, можно воспользоваться кнопками зелёного цвета +10 и +1, которые расположены в верхних углах руля. С их помощью пилот может очень быстро перейти к необходимому пункту — например, чтобы добраться до пункта настроек «43», ему нужно четырежды нажать кнопку +10 и трижды — +1.
В правой верхней части рулевого колеса расположен переключатель F, который отвечает за заряд аккумуляторов системы рекуперации кинетической энергии. Переключатель имеет шесть позиций — с его помощью можно изменить количество энергии, получаемое системой на каждом торможении. Принцип «чем больше — тем лучше» здесь не работает. Например, в том случае, когда пилот следует за сэйфти-каром и не использует KERS, ему не стоит заряжать батареи с той же интенсивностью, с которой он делает это, скажем, во время гонки.
Рулевое колесо MP4-26
Жёлтый переключатель G, находящийся в центральной части рулевого колеса, отвечает за настройки двигателя. С его помощью пилот может изменить состав топливной смеси, если ему нужно поберечь топливо, или наоборот — использовать все ресурсы для того, чтобы достать соперника. Кроме того, при помощи этого переключателя пилот может изменить максимальное число оборотов двигателя. Если, к примеру, он лидирует в гонке с огромным преимуществом, с командного мостика его могут попросить перевести двигатель в чуть более щадящий режим, дабы сохранить ресурс мотора.
Синий переключатель H, расположенный аккурат между переключателями D и G, используется для выбора различных режимов торможения двигателем, что используется в том случае, когда пилот проходит поворот на пониженной передаче.
Яркая оранжевая кнопка с надписью FLAP позволяет актировать подвижный элемент заднего антикрыла на прямых — новинка сезона-2011. Лобовое сопротивление при этом уменьшается, а скорость болида, соответственно, увеличивается. Воспользоваться помощью закрылка можно в любой момент по ходу свободных заездов и квалификации, а в гонке активировать подвижный элемент можно лишь в специально отведённой для этого зоне, да и то лишь при том условии, что пилот вплотную приблизился к своему сопернику.
Кнопка N зелёного цвета предназначена для включения нейтральной или задней передачи. Расположена она в левой верхней части рулевого колеса. Справа же находится жёлтая кнопка P, которая включает ограничитель скорости при въезде на пит-лейн.
С обеих сторон от набора переключателей D-H-G располагаются тумблеры. Красный тумблер (тот, что слева), используется для ведения радиосвязи с боксами, а синий (справа), необходим, чтобы активировать процедуру подготовки к старту гонки.
Чуть ниже синего тумблера находится большая синяя кнопка T. На неё назначается та настройка, которая часто используется в данной конкретной гонке. Справа от неё есть жёлтая кнопка OT, с помощью которой можно кратковременно увеличить обороты двигателя, когда пилот находится в воздушном мешке позади болида соперника и имеет хорошие шансы на то, чтобы выйти вперёд. Ниже находится кнопка серого цвета DRINKS, которая позволяет пилоту сделать по ходу гонки глоток-другой воды.
На задней стороне рулевого колеса располагается кнопка активации KERS, лепестки сцепления, которые используются только при выезде из боксов и непосредственно на старте гонки, а также лепестки переключения передач.
Как вы думаете, смогли бы вы вспомнить обо всём этом на скорости за 300 км/ч?