Руководству выступающей под российским флагом команды «Маруся-Вёрджин” срочно необходимо как-нибудь ненавязчиво попросить Тимо Глока менее громко выражать своё недовольство болидом. Иначе 2011 год превратится в сплошное мучение – и без Глока машина не едет, а со стенаниями немца вовсе становится тошно. Впрочем, Тимо можно понять: экс-пилоту „Тойоты” очень не хочется, чтобы его карьера ушла под воду вместе с тонущей “Марусей”. Самое время напомнить общественности: он-то гонщик талантливый, даже несмотря на перенесённую аппендэктомию, – это команда выступает вяло. Накануне немец покусился на главную святыню „Вёрджина” (CFD-проектирование), предположив: хронические беды команды связаны именно с излишней зависимостью от компьютеров.
“Лотус/Фернандеса” поставил чёткую цель – десятое место.
Если говорить серьёзно, то проблемы команды „Вёрджина” действительно видны невооруженным глазом. Во время квалификации в Мельбурне автомобили Глока и д’Амброзио демонстрировали вопиющий недостаток скорости. Если бы кто-нибудь из лидеров потехи ради выступил в Q1 на мягких покрышках, немец и бельгиец оказались бы за пределами 107%. “Вёрджин” должна радовать только неудача „Хиспании”. Недо-команда выступает ещё хуже: Глока и Лиуцци разделили три секунды.
Главный соперник “Маруси” – „Лотус/Фернандеса” – тоже не особенно блещет, но на протяжении всего уик-энда смотрелся сильнее команды Джона Бута. У малайца Тони хороший стимул – если его коллектив снова финиширует на 10-м месте, “Лотус” (как бы кощунственно это ни звучало) будет считаться „исторической командой” по критериям Договора согласия. Соглашение предусматривает выплату специального призового фонда равными долями “конюшням”, два года подряд попадавшим в топ-10. По некоторым оценкам, за такое достижение Фернандес разом получит около $ 25 млн. Добавьте сюда примерно $ 10 млн, (FOM перечисляет их обладателю 10-го места), и еще $ 10 млн „подъёмных” для новых команд от Берни – и окажется: почти 50% бюджета “Лотуса/Фернандеса” в 2012 году будет компенсировано.
»Марусе” о таких богатствах мечтать рано, хотя деньги одной из самых малообеспеченных команд серии очень нужны. В 2009 году во время запуска было громогласно объявлено: «Вёрджин” не собирается превышать бюджет в $ 60 млн. Финансовые ресурсы наложили свои ограничения: „Маруся” – одна из немногих команд в Формуле-1 без ярковыраженной штаб-квартиры. Работа одновременно ведётся на базах экс-коллектива Ф-3 “Мэнор” и фирмы Ника Вирта. По этой причине, кстати, быстро уволить Вирта не получится. Ну и, конечно, CFD – небольшой бюджет позволял команде рассчитывать только на компьютеры, никаких дорогостоящих аэродинамических труб.
Проблема „Маруси” не нова – у молодой команды нет денег.
Два года спустя стало понятно: подход выглядит наивно. По словам Джонатана Нила из “Макларена”, в его команде CFD-симуляция составляет 50% времени разработки болида. Остальная половина – старая добрая аэродинамическая труба. Общественность с интересом наблюдает за двойным дном „Торо Россо”, созданным со значительным влиянием компьютеров. Разумный компромисс – CFD активно применялся при проектировании болида, но без окончательной тестовой продувки болида в тоннеле в данном случае всё равно не обошлось.
В конце прошлого сезона Ник Вирт не без гордости утверждал: использование CFD позволяет одновременно разрабатывать новый болид и доводить до ума существующий – то есть проектирование можно начать необычайно рано. Но как только болид “Маруси-Вёрджина” вышел на тестовые трассы, реальность вдруг разошлась с расчётами. Команда выражала робкую надежду: в Мельбурне всё таинственным образом должно было наладиться – однако этого не произошло. Теперь команде нужно изо всех сил навёрстывать упущенное. Но вот проблема: спасительный „апдейт”, судя по всему, будет создан тоже с использованием CFD, и где гарантия, что он сработает?
Стоит понимать, главная напасть “Вёрджина” – не CFD, а недостаток финансирования. Как только у команды будет нормальная база, ресурсы и доступ к аэродинамической трубе, коллектив может побороться как минимум за 10-е место в Формуле-1 и денежный бонус, к нему прилагающийся. В условиях ограниченного бюджета очень легко погнаться за ложной спасительной технологией (в данном случае это CFD), не добиться ничего и остаться у разбитого корыта, не обладая финансами для исправления ситуации. Так что „Марусе”, задумываясь о своём будущем, стоит обратить внимание на более консервативные варианты проектирования болида. И не стоит строить собственную аэродинамическую трубу – на рынке есть немало компаний (вроде кёльнской “Тойоты”), предлагающих услуги в этой области.
Начнёт ли „Вёрджин” использовать аэродинамическую трубу?
Правда, такие действия неминуемо приведут в увеличению бюджета. Тони Фернандес тратит на своё детище примерно $ 100 млн в год (не считая оплаты счетов адвокатов, перманентно разбирающихся с Бахаром), и, как видно, они отнюдь не гарантируют прорыва вперёд. Готова ли российская марка “Маруся” (она сама ещё не встала на ноги), к таким обязательствам? Ведь кроме производителя спортивных машин у „Вёрджина” особо крупных партнёров не осталось – Ричард Брэнсон, как оказалось, вовсе не заинтересован в поддержке команды деньгами, а силы “девственного” бренда вовсе недостаточно, чтобы Тимо Глок и Жером д’Амброзио чудесным образом вознеслись во второй сегмент квалификации.
Обещанный Николаем Фоменко к Гран-при Турции апдейт „Маруси” грозит стать решающей проверкой будущего команды: если он не заработает, “коллективу” придётся навсегда выключить компьютеры.