Рождённый побеждать
Зоя Кильшток
Комментарии
Хочется надеяться, что Карл Йохен Риндт так и останется единственным чемпионом… Чемпионом, получившим титул посмертно.

Его история не похожа на биографии великих гонщиков тех лет — Фанхио, Мосса, Кларка. Трагическая судьба и непростой характер, его другом был великий Брюс Макларен, менеджером – ныне всемогущий Берни Экклстоун, механиком – тогда ещё 18-летний мальчишка Рон Деннис.

В 18 лет Йохен получил доступ к наследству, оставшемуся после гибели родителей, и вопрос, на что потратить деньги, не стоял — он купил себе гоночный Simca Montlhery.

Он обещал уйти из гонок, став чемпионом мира, а ушёл… ушёл навсегда всего лишь на месяц раньше, оставив жену Нину с кубком чемпиона мира и двухлетней дочерью на руках…

Йохен родился весной 1942 в Майнце, в семье торговца специями, в то время как в Европе бушевала война. Она не обошла стороной и Риндтов: при бомбардировке Гамбурга погибли родители Йохена, и 15-месячный малыш остался сиротой. Дедушка, доктор права и уважаемый адвокат, перевёз его в австрийский Грац, городок с классическим университетом и развитой промышленностью (надо отметить, что австрийцем Йохен был только по материнской линии, а Германия до сих пор не оставляет попыток сделать его немцем — кому не хочется приобщиться к славе?), где мальчик и вырос.

В школе, что совсем не характерно для пилота Формулы, Йохен учился на отлично, но учёба его не слишком интересовала. А вот компания у него была немного сумасшедшая – друзья были просто помешаны на машинах, и, как впоследствии оказалось, не только Йохен связал свою судьбу с гонками – в Больших призах выступал и доктор Хельмут Марко, ныне автоспортивный директор Red Bull, и Харальд Эртль, большую часть карьеры проведший в Hesketh. В 15 лет дедушка отправил внука учиться в Англию, и там он, конечно, не мог не посетить Гудвуд, что, наверное, и предопределило его дальнейшую судьбу.

В 18 лет Йохен получил доступ к наследству, оставшемуся после гибели родителей, и вопрос, на что потратить деньги, не стоял — он купил себе гоночный Simca Montlhery. И хотя Йохен поступил в политехнический университет Вены, куда больше его интересовали гонки, — в дебютной гонке на своем Simca в Инсбруке он стал третьим. На первый взгляд казалось, что австриец – всего лишь богатый любитель, гоняющийся ради собственного удовольствия — сначала на Simca, позднее на Alfa Romeo Giulietta TI, подготовленной Conrero, на которой во время автосалона в Асперне Йохен опередил трёхлитровые Jaguar E-Type.

В паре с Мастеном Грегори Ринду удалось сорвать джек-пот, выиграв знаменитую 24-часовую гонку со второй попытки – однако победа 250 LM стала последней в марафоне для команды из Маранелло.

Вместе со своим другом Куртом Барди-Барри Йохен начал гоняться за Ecurie Vienne – у Йохена был старый T59 Курта, в то время как сам Курт приобрёл себе новенький Cooper T67. И когда эта парочка заявилась на первый этап итальянского чемпионата Формула Джуниор в Валлелунге, никто не ожидал увидеть T59 на поуле, а неделю спустя он победил в следующей гонке в Чезенатико. Имя Риндта было на слуху, и он продолжил гоняться на отдельных этапах Ф-Джуниор от Айфельреннен (первый этап немецкого чемпионата, где он финишировал третьим) до Гран-при Монако. В то же время он познакомился с финном Куртом Линкольном, также богатым любителем, выступающим в F Junior. Однако Йохену куда более интересна была его дочь Нина, модель, ставшая впоследствии фрау Риндт — хоть она долго и не принимала ухаживания австрийца.

Всё ещё гоняясь ради забавы, Йохен путешествовал по Европе на своём Jaguar E-Type, но в то же время ему удалось заручиться поддержкой австрийской автомобильной ассоциации. И, несмотря на то что он был менее удачлив, чем его партнёр по команде Барди-Барри, завоевавший несколько подиумов в течение сезона, прежде чем погибнуть в дорожной аварии в феврале 1964-го, Риндт демонстрировал чистую скорость. На T67 Курта он принял участие во внезачётном этапе Ф1 Гран-при Австрии 1963 года, а сам Барри-Барди использовал тогда Porsche 718 Кареля де Бёфора. Опережённый Кларком и Брэбемом, Йохен сражался с пилотами Формулы-1 Бёрджесом и Зиффертом до тех пор, пока его Cooper F Junior не замер на обочине из-за поломки шатуна на 21 круге.

Карл Йохен Риндт

Карл Йохен Риндт

Ford Austria заметили перспективного гонщика и решили поддержать его на сезон-1964, первый год однолитровой эры Формулы-2. При поддержке Ford был куплен Brabham BT10-Cosworth SCA — и теперь Йохен стал профессиональным гонщиком, подтвердив серьёзность своих намерений четвёртым местом в Айфельреннен на Нюрбургринге, где он уступил только Кларку, Эттвуду и Спенсу.

Йохен всё больше привлекал к себе внимание: на втором этапе британского чемпионата Формулы-2 в Мэллори Парк он оставил позади всех за исключением двух Lotus Кларка и Эранделла. Уже на следующий день во время третьего этапа в Кристал-Пэлес он обошёл Грэма Хилла, выступавшего на Cooper T71! Манера, в которой Йохен сделал это, привлекла даже больше внимания и восхищения – он рвался к своей победе, круг за кругом демонстрируя свой маниакальный стиль пилотирования, который никогда не покидал его и в дальнейшем, бросая болид в повороты на невероятной скорости, так, чтобы шины едва держали сцепление с трассой.

Выступая во французском чемпионате, Риндт был не так удачлив — на трассах АФУС, Реймс, Альби и Монлери его преследовали технические сходы и аварии, однако на пилотажной трассе Клемон-Ферран он добрался до финиша третьим. В Британском чемпионате осенью дела шли немногим лучше – он стал шестым в Брэндс Хэтче и не смог закончить гонку на трассе Олтон Парк из-за отказа сцепления. Но его подвиги в Ф-2 в начале сезона не остались незамеченными, и поэтому он получил возможность выступить в марафоне 24 часа Ле Мана совместно с Дэвидом Пайпером. Но фактически в гонке Йохен поучаствовать не смог – во время первого отрезка, когда за рулем находился Пайпер, на их Ferrari 250 LM пробило маслопровод, и на этом гонка была закончена. Но уже год спустя Йохен вернулся, чтобы победить: в паре с Мастеном Грегори Ринду удалось сорвать джек-пот, выиграв знаменитую 24-часовую гонку со второй попытки – однако победа 250 LM стала последней в марафоне для команды из Маранелло.

Но вернёмся назад в 1964-й – Йохен вновь принял участие в австрийском Гран-при Формулы-1 в Цельтвеге, теперь уже включённом в календарь чемпионата мира. И на этот раз 22-летний австрийский пилот получил в своё распоряжение Brabham BT11-BRM команды RRC Walker Racing Team – настоящий болид Формулы-1, имея за плечами всего год выступления в младших формулах на регулярной основе. Карьера развивалась просто с головокружительной скоростью! И пусть дебютный Гран-при в чемпионате мира не подарил выдающихся результатов на трассе (он сошёл на 58 круге из-за отказа рулевого управления), но эта гонка в совокупности со впечатляющими выступлениями в Ф-2 принесла Йохену нечто более важное – трёхлетний контракт с командой Cooper начиная с сезона-1965.

В сезоне, где его основным болидом был T77, а резервным – T73 (жаль, что с переходом на полуторалитровые, а потом и трёхлитровые двигатели от былого величия Cooper не осталось и следа), он заработал свои первые в зачёте чемпионата мира очки, став четвёртым на Гран-при Германии и шестым на Гран-при США. Также Йохен продолжал гоняться и в Формуле-2: он подписал контракт с командой Роя Винкельманна, выступающей на Brabham-Cosworth BT16, где его партнёром стал Алан Риз. После слабого старта на британских этапах он стал третьим в По и Валлелунге, затем четвёртым в Кристал-Пэлес и, наконец, выиграл в Реймсе. После проблем с двигателями в Руане Гран-при Энны принёс дубль Roy Winkelmann Racing – Риз выиграл у Риндта 0.2 с, в Альби Йохен стал четвёртым, наступая на пятки пилотам Brabham Джеку Брэбему и Дэнни Хьюму, а победа досталась Джиму Кларку.

Золотой кубок по итогам 1965 года стал для Блэк Джека знаковым – годом спустя его болиды с шасси Brabham и моторами Honda полностью доминировали в Ф-2. Однако Риндт и его Winkelmann Brabham (когда они не испытывали трудности, а трудности, к сожалению, были действительно часто), собирал крохи, оставшиеся от локомотива Брэбем-Хьюм. И когда команда Brabham пропускала гонки, например, как это было в Айфельреннен, Риндту доставались победы. В финале сезона в Брэндс Хэтч, даже несмотря на присутствие загорелого австралийца и его фантастического BT21-Honda (у Риндта в распоряжении был BT18 с двигателем Cosworth), Йохен завоевал поул и выиграл оба заезда, в том числе и финальный, оставив позади, помимо Джека, также Джима Кларка, Жаки Икса, Жана-Пьера Бельтуаза и Жо Шлессера.

В Формуле-1 в игру вступили новые правила о трёхлитровых двигателях, и хотя Йохен стал лидером команды, его сдерживал тяжёлый и громоздкий Cooper T81. И можно считать героической гонку в Спа в 1966 году, где он квалифицировался и финишировал вторым, хоть никогда и не считался серьёзным претендентом на победу. Его великолепные выступления, однако, позволили занять третье место по итогам чемпионата.

Тенденция сохранилась и в 1967-м: T81B и T86 со старым тяжёлым двигателем Maserati позволили заработать Риндту всего несколько очков. Отчасти это было компенсировано интересным дебютом в Инди-500 – австриец на болиде Eagle-Weslake под номером 48 квалифицировался в середине заднего ряда и сошёл на 108-м круге. Йохен не слишком распространялся по поводу того выступления на треке Индианаполиса, но позже он вернётся туда с Джеком Брэбемом и Колином Чэпменом. Ещё одним «отвлечением от основного рода деятельности» были гонки спорткаров (он выступал на Porsche 910), где его лучшим результатом стало третье место на 1000 км Монцы вместе с Герхардом Миттером.

В Формуле-2, снова в команде Винкельманна, Риндт показал свою истинную силу. Формула перешла на 1,6-литровые двигатели, что сыграло на руку Cosworth с их FVA. Честно и справедливо победив Brabham в последней гонке 1966-го, Йохен будет делать это снова и снова в 1967-м, выиграв практически все гонки, в которых он участвовал: Снеттертон, Сильверстоун, По, Айфельреннен на Нюрбургринге, Реймс, Руан, Тюлльн-Лангенлебарн, Брэндс Хэтч и Хямеэнлинна.

Риндт не участвовал в борьбе за European Trophy Формулы-2, и титул там достался Жаки Иксу. Но в британском чемпионате RAC Йохен обошёл Жаки практически с двукратным преимуществом.

Но из-за системы рейтингов FIA (опытные пилоты с рейтингом «А», чем-то вроде нынешней суперлицензии, не получали очков в зачёт чемпионата — система была направлена на то, чтобы помочь менее опытным пилотам продвинуться по карьерной лестнице, а более опытным – поддерживать форму в долгих перерывах между Гран-при) Риндт не участвовал в борьбе за European Trophy Формулы-2, и титул там достался Жаки Иксу. Но в британском чемпионате RAC Йохен обошёл Жаки практически с двукратным преимуществом.

Ни для кого не стало сюрпризом, что после окончания трёхлетнего контракта с Cooper австриец посчитал лучшим вариантом для себя переход в команду Джека Брэбема. На первый взгляд, это казалось крайне правильным шагом – Brabham выиграли два предшествующих чемпионата мира. Но пока Lotus ожидали прибытия Cosworth DFV, Brabham остались с Repco (ведь именно они стали палочкой-выручалочкой для Блэк Джека в 1966, когда в Ф-1 пришли трёхлитровые моторы), которые представили новый двигатель с индексом «860» — более лёгкий и мощный, чем предшественники, но заметно уступающий DFV.

Это злополучное решение дорого стоило команде Брэбема. Австралийские V8 снова и снова подводят их, особенно чувствительный удар был нанесён в Руане на Гран-при Франции, где Йохен стартовал с поула, но утечка топлива обернулась для него сходом. Неудачи преследовали Brabham и в Инди-500 – австриец квалифицировался 16-м, но сошёл уже на пятом круге из-за поломки поршня.

Однако в Формуле-2 дела шли просто замечательно – Риндт продолжал доказывать, что не зря носит звание Короля Ф-2. Оставаясь верным Roy Winkelmann Racing, Йохен господствовал в Тракстоне, Цольдере, Кристалл-Пэлес, Хоккенхайме, Тюлльн-Лангенлебарне и в Энне-Пергузе.

Продолжение следует…

Комментарии