Имея хорошее взаимопонимание с Брэбемом и Торанаком (да-да, именно благодаря этим двум людям шасси Brabham именовались BT), Йохен хотел остаться с Brabham и на сезон-1969, тем более что команда наконец-то меняла
Сезон-1970 одну за другой приносил плохие вести – сначала в Гудвуде разбился Брюс Макларен, потом в Зандворте в пожаре погиб Пирс Каридж – хороший друг Йохена.
двигатели Repco на вездесущие (и блестящие, самые успешные в истории Ф-1) DFV. Но Колин Чэпмен сделал Риндту предложение, от которого сложно было отказаться.
Над гонщиком нависла дилемма, и тогда его менеджер Берни Экклстоун сказал следующее: «В Brabham ты ничем не рискуешь, но и не сможешь бороться за победы, Lotus позволит тебе выигрывать, но ты можешь в любой момент попрощаться с жизнью». За четыре полных сезона Йохен так ни разу не смог победить, поэтому для него как истинного гонщика вопрос был решён – и он выбрал Lotus, чему поспособствовал ещё и хороший задаток от Чэпмена…
Сезон стартовал весьма удачно – Риндт дважды победил в Тасманской серии. В Формуле-2 Йохен вместе с командой Винкельмана также перешёл с Brabham на болиды Lotus – это был 59B с двигателем Cosworth FVA. Риндт снова был практически непобедим – он отпраздновал успех в Тракстоне, По, Цольдере, на венском аэродроме Тюлльн-Лангенлебарн (в гонке, которую он мог уже назвать «своей»), и только в Валлелунге, там, где он когда-то завоевал свой первый поул, пришлось отдать долг за Кристалл-Пэлес 1964 года теперь уже партнеру по команде Грэму Хиллу.
Сезон-1969 не обошёлся без давно преследующих болиды Lotus проблем с надёжностью. Это были не только эксперименты с полным приводом, которые Риндт просто ненавидел, несмотря на то что второе место болида с индексом «63» для Чэпмена стало лучшим результатом во внезачётной гонке Gold Cup в Олтон Парке, — прежде всего это были антикрылья, которые появились так же стремительно, как и потом исчезли.
Уик-энд в Монжуик Парке стал чёрным для пилотов Lotus – сначала из-за проблем с высоченным задним антикрылом в аварию угодил Хилл, а потом, десяток кругов спустя, в стоявший на обочине болид Хилла также из-за проблем с задним антикрылом влетел лидировавший Риндт.
Спортивный комитет тут же запретил хитрые изобретения, а Йохен получил довольно тяжёлые травмы лица и ног, из-за чего он был на время выведен из игры, в то время как
Против Йохена также сыграла дурацкая привычка не пристёгиваться полностью, а использовать только наплечные ремни (он боялся быть задушенным ремнями) – его бросило вперёд, а пряжка разорвала яремную вену.
Грэм добыл свою пятую победу в Монако.
Он вернулся на Гран-при Голландии в Зандворте, завоевав второй в сезоне поул, но злой рок по-прежнему висел над австрийцем, – лидируя, он сошёл на 16-м круге из-за поломки приводного вала. Инцидент в Монжуике давал о себе знать – Йохен вынужден был сойти в Клермон-Ферране, так как из-за последствий аварии у него двоилось в глазах. В Сильверстоуне он опять был на поуле и даже лидировал до 61-го круга, пока не начались неприятности с задним антикрылом (уже в том виде, к которому мы с вами привыкли), и в итоге ему удалось финишировать только четвёртым, но это была шестая гонка и первые три очка с начала чемпионата!
Поломка зажигания стоила ему гонки в Германии. Затем наконец последовало второе место в Италии (здесь был ещё один поул, четвёртый в восьми гонках), ознаменовавшееся красивой борьбой за победу с Джеки Стюартом, Жаном-Пьером Бельтуазом и Брюсом Маклареном, и третье место в Канаде стали достойной наградой для Йохена.
Тем временем Риндт снова начал выступать в гонках спорткаров – он стал партнёром по команде Алекса Солее-Руа, который потом выступал на нескольких этапах Ф-1. Испанец был сыном врача, осматривавшего Йохена после аварии в Монжуике, а теперь они вместе гонялись на Porsche 908, добыв победу в 6-часовой гонке в Хараме, а также Nordic Cup в Кеймоле. А вот в Инди-500 Lotus ждала просто катастрофа – вместе с партнерами по команде, Андретти и Хиллом, Риндт должен был выступать на турбированных STP Lotus 64, но Колин Чэпмен поссорился с боссом STP Энди Гранателли, и команда отозвала свои болиды! Йохен был вне игры, в то время как Андретти выиграл гонку на запасном болиде команды Hawk.
Но вернёмся к Формуле-1… В конце чемпионата, когда Джеки Стюарт уже завоевал свой первый титул, Йохен всё ещё заигрывал с коварной фортуной, пытаясь наконец добыть свою первую победу в Больших призах, – удивительно, но за прошедшие девять Гран-при он успел полидировать в пяти. Долгожданная победа пришла в Уоткинс Глене, да ещё какая – поул, быстрый круг и полное доминирование в гонке, где только в самом начале Стаюрт мог составить хоть какую-то конкуренцию. Это была долгожданная победа! Друзья шутили, что это было типично для Йохена – ждать гонки с самыми большими призовыми года. И действительно, за победу Риндту достались 500 000 долларов – самый большой на тот момент денежный приз в истории гонок. Очки, заработанные на Гран-при США, позволили австрийцу переместиться на четвёртое место в зачёте чемпионата мира.
Нина Риндт получает Кубок чемпиона, доставшийся Йохану Риндту посмертно (17 ноября 1970 года)
Следующий сезон, сезон 1970 года, был щедрым на победы, но и решающим для Йохена. Удача наконец стала сопутствовать Риндту, преподнеся на блюдечке победу в драматичнейшей гонке в Монако, где виктория ускользнула от Джека Брэбема в последнем повороте. Далее последовали победы в Брэндс Хэтче, Клемон-Ферране, Зандворте и Хоккенхайме (13 раз за гонку они обменялись лидирующими позициями с Жаки Иксом, на финише отрыв Йохена составил всего лишь 0,7 секунды!). Полоса побед на Lotus 72C в середине сезона позволила Риндту захватить лидерство в чемпионате, успех он хотел закрепить в домашнем Гран-при на Остеррайхринге, но подвёл двигатель, поэтому триумф откладывался до Монцы…
Сезон-1970 одну за другой приносил плохие вести – сначала в Гудвуде разбился Брюс Макларен, потом в Зандворте в пожаре погиб Пирс Каридж – хороший друг Йохена. Смерть англичанина заставила Риндта задуматься о своём будущем в гонках, и Нина, которая была в теплых отношениях с Салли Каридж, давила не него. Некоторые говорят, что Йохен обещал уйти, как только станет чемпионом мира.
Он переехал с семьёй из Австрии в Швейцарию, да и бизнес его шёл хорошо – ежегодные Jochen Rindt Show (с 1965 года Йохен проводил собственное автошоу, которое впоследствии дало начало автосалону в Эссене) отнимали всё больше времени. Есть мнение, что Берни Экклстоун провёл переговоры с Максом Мосли и Робином Хердом по поводу того, чтобы Риндт стал владельцем собственной клиентской команды March. Неизвестно, так ли было на самом деле и что из этого бы получилось в 1971-м, но то, что Йохен останется в Lotus, было маловероятным сценарием.
Вернёмся в Монцу. Он мог расслабиться и спокойно идти к своему титулу, но это был бы не Йохен. Риндт попросил снять крылья со своего Lotus и вернулся на трассу на свежих шинах – он существенно проигрывал пилотам «Феррари» и жаловался на нехватку скорости. Есть также версия, что на выезде без антикрыльев настоял Чэпмен. Йохен был на завершении своего круга, когда болид внезапно дёрнулся влево, затем жёстко метнулся в защитный барьер на входе в Параболику на скорости 270 км/ч — туда, где девятью годами ранее погиб Вольфганг фон Трипс. Машину отбросило назад на трассу, она сделала ещё несколько оборотов, прежде чем замереть в тупике.
Когда пыль рассеялась, все увидели, что передняя часть болида была фактически разорвана, носовой обтекатель остался в отбойниках – позже было установлено, что эта секция защитного барьера Armco была закреплена неправильно. Против Йохена также сыграла дурацкая привычка не пристёгиваться полностью, а использовать только наплечные ремни (он боялся быть задушенным ремнями) –
После гонки в Монце претендентами на титул всё ещё оставались Брэбем, Стюарт и Хьюм, а также пара Ferrari – Регаццони и Икс.
его бросило вперёд, а пряжка разорвала яремную вену.
Возможно, он погиб сразу во время удара, но смерть, как это принято в Италии, зафиксировали только в машине «скорой помощи» по дороге в госпиталь Милана. Позднее следствие установило, что авария была вызвана поломкой правой передней полуоси вследствие торсионной нагрузки, это объясняет резкий рывок влево после жёсткого торможения, а непрогретые шины усугубили проблему. То, что с болида были сняты крылья, тоже сыграло определённую роль, ведь поведение машины становилось нестабильным.
Риндт, как это всегда бывает в авариях с летальным исходом, стал жертвой обстоятельств. Он мог бы остаться жив, если бы… Если бы при производстве не поцарапали вал, тем самым сделав его более хрупким, если бы Lotus обнаружили дефект во время контроля качества, если бы отбойники Armco были как следует закреплены, если бы инспекция FIA нашла неправильное крепление ограждения, если бы Йохен полностью пристегнул ремни безопасности, и, возможно, если бы Чэпмен всё-таки привёз 49-й вместо нестабильного и пока ещё сырого 72-го, как просил сам пилот, — чего Нина так и не простила боссу команды. Если бы…
В паддоке стояла тишина. Но скоро появился вопрос – сможет ли Риндт так и остаться лидером общего зачёта? После гонки в Монце претендентами на титул всё ещё оставались Брэбем, Стюарт и Хьюм, а также пара Ferrari – Регаццони и Икс. Но если первые три вышеперечисленных пилота к концу чемпионата потеряли ход, то роковую Монцу на глазах у тысяч тифози выиграл швейцарец, в то время как Икс сошёл из-за поломки сцепления. В Канаде победа досталась бельгийцу, опередившему напарника, но ему нужно было выиграть и две оставшиеся гонки, чтобы опередить Риндта, – отставание составляло 17 очков, в Мексике и США Жаки максимально мог заработать 18.
Наверное, Икс не стремился выиграть любой ценой, ведь Риндт не мог защитить свои позиции. И 4 октября 1970 года, когда на Гран-при США первым финишную линию пересёк напарник погибшего за месяц до этого австрийца Эмерсон Фиттипальди, Йохен Риндт стал чемпионом мира. Единственным чемпионом, получившим титул посмертно…
Говорят, дети часто повторяют судьбу своих родителей – вот и двухлетняя Наташа, как и три десятилетия до этого сам Йохен, осталась сиротой, потеряв отца, когда солнечным днём 5 сентября 1970 года он не вернулся из роковой Параболики…